На пьедестале святости
От Мая 1993г.
Итак, наша «Судьба» — в наших руках. Мы с вами читаем первый номер газеты Международного союза бывших малолетних узников фашизма. Здравствуй, голос МСБМУ! Здравствуй, трибуна тысяч и тысяч страдальцев нацистской неволи!
Газета МСБМУ появилась на свет в период, когда мы отмечаем тридцатилетие начала нашего движения, пятилетие создания нашего Союза. Однако сегодня мы меньше всего расположены к славословию и юбилейной суете. Думаем о вещах будничных и неотложных.
Нестерпимо горькая правда жизни такова, что возникшие более чем полвека назад острейшие проблемы, давно решенные во всем цивилизованном и просто умеющем сострадать и исправлять допущенные трагические ошибки мире, у нас по-прежнему маячат почти в полный свой рост. Ведь сделанное для чудом избежавших смерти детей и подростков из освенцимских и майданекских бараков, из озаричских лесов, из Бабьего Яра, из донорских госпиталей Австрии и Восточной Пруссии, из финских, литовских, латвийских, эстонских, южно-украинских лагерей мизерно, скупо и никак не соответствует мере принятых ими мук. Принятых не по собственной вине и воле, а вследствие преступного небрежения государством своими обязанностями по отношению к недееспособным и, значит, самым слабым и беззащитным.
Беспокоит недопустимая, вызывающе несправедливая пестрота в уровнях социальной защищенности бывших малолетних узников — граждан разных стран ближнего (советского) зарубежья. Бели россияне, интересы которых реализованы в Указе Президента РФ от 15.10.92 г. N 1235, в известной «пенсионной поправке» Верховного Совета, в распоряжениях местных администраций (например, мэрии Москвы от 13.01.93 г. N 32 РП), пользуются довольно широким набором государственных гарантий и льгот, то их земляки и товарищи по несчастью — уроженцы той же Орловщины, Псковщины, Смоленщины, узники тех же Саласпилса, Алитуса или Клооги, оказавшиеся из-за зигзагов отечественной истории и поворотов собственной судьбы в странах, скажем, Балтии, предоставлены сами себе, а вернее, жестокой стихии рынка. Совладать с нею людям немолодым и с подорванным в детстве здоровьем очень и очень непросто. Между тем заботиться о них никто не хочет и не собирается.
Заместитель председателя совета Брестской организации б.м.у. В.М.Столяров прислал нам «Анкету для угнанных в Германию на принудительные работы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Ныне она широко распространяется среди населения Беларуси. Причем распространяется не какой-нибудь посреднической конторой, а вполне солидным государственным учреждением. “Обратите внимание, — указывает З.М.Столяров, — среди 16 пунктов анкеты не найдете ни одного «посвященного» узникам концлагерей, в частности тем, кто попал за колючую проволоку в детском или подростковом возрасте. Это странно, непонятно. Ибо, как можно компенсационные выплаты, предназначенные для жертв нацистских репрессий, «адресовать» только людям, которые находились на принудительных работах в Германии? Мы ничего не имеем против них. «Остарбайтеры» также должны получить компенсацию. Но во всех странах, подвергшихся гитлеровской агрессии, перечень жертв фашизма открывают именно узники концлагерей, прежде всего малолетние узники, а не кто-то другой. Мы напоминаем о себе. Мы требуем уважения к себе».
Международный СБМУ выступил против одностороннего и потому неверного понимания сути компенсационных выплат. Специальные письма адресованы правительствам России, Украины и Беларуси, а также руководителям внешнеполитических ведомств указанных стран. Бюро МСБМУ подготовило и утвердило рекомендации по обеспечению справедливых компенсационных выплат страдальцам нацистской неволи. Они доведены до сведения глав государств и правительств трех стран, в распоряжение которых Германии предоставляет миллиард марок. Хочется верить, что к нашему голосу прислушаются.
Имеется, впрочем, еще одна сторона дела — моральная, о которой в силу исключительной ее важности и деликатности нельзя не сказать.
«Решая вопросы выплаты компенсации, рассматривая другие жизненные вопросы, — отмечает председатель совета Саратовского отделения Российского СБМУ А.В.Родина, -мы не должны травмировать души людей. Не должны допускать постыдного подсчета, кому сколько лиха выпало на долю, кто пережил больше, а кто меньше. Больше всех пережили те, кто не вернулся. Будем достойны их памяти. Не надо обижать друг друга!»
Вот уже тридцать лет, повинуясь голосу совести, зову гражданского, человеческого долга, энтузиасты и пионеры движения «возводят» на пьедестал святости скорбную, скудную от свалившегося горя и перенесенных бед символическую фигуру бывшего малолетнего узника. И надо сказать, что образ этот все глубже проникает в общественное сознание, все ярче отпечатывается в нем. Налицо, таким образом, одно из самых важных достижений Союза, особенно если помнить об отношении к страдальцам гитлеровской неволи во времена не столь давние, если иметь в виду, что без широкой народной, государственной поддержки мы ничего не сделаем и не добьемся.
Так почему безжалостно, недальновидно и немилосердно грубо низвергаем порой с пьедестала нами же созданный образ? Почему не задумываемся над губительными последствиями входящих в моду публичных разборок относительно «справедливого распределения гуманитарной помощи»: кому достались два, а кому три пакетика плоских картонных спичек? Почему нередко оказываемся во власти страстей не самых светлых и чистых? Почему попадаемся на удочку разного рода крикунов, смутьянов, корыстолюбцев, в совершенстве постигших лишь искусство пускать пыль в глаза?
Высокие нравственные правила, совестливость, участие в судьбе других — душа нашего движения. Потому-то и преклоняемся перед любым проявлением сердечности и доброты, будь то:
— переданные семье безвременно ушедшего из жизни О.М.Вишневского — председателя совета Брянского отделения РСБМУ питерским инженером Германом Ивановичем Щегловым (вместе с частью трудовых сбережений) поэтическое заверение россиян вечно хранить память о «неистовом Олеге». «Примите, это — от сердца». В.Д.Вишневская ответила: «И благодарность наша — тоже от сердца»;
— установленный на средства б.м.у. Латвии памятный камень — знак принудительного содержания. «Пусть знают люди, что земля вокруг полита слезами и кровью,» — говорят Э.М.Иляхина из Риги и Л.Н.Сорочкина-Тимощенко из Даугавпилса, руководившие благородной акцией;
— собранные на встрече б.м.у. Киева 8169 карбованцев для тяжело раненного во время конфликта в Приднестровье (потеря зрения обоих глаз) бывшего малолетнего узника литовских концлагерей Василия Ильича Агафонова из Бендер. «В моей темной, однотонной жизни, — вывел по дощечке-трафарету для слепых наш товарищ, — сверкнул яркий луч света. Восхищаюсь теми, кто не очерствел душой в это смутное время» или более скромное, но не менее полезное и пронзительно характеризующее человека дело.
Ныне нас 165 тысяч. Мы объединены в восемь союзов и более чем сто региональных отделений. Это огромная сила, прежде всего нравственная, духовная.
Активистка движения россиянка Ирина Витальевна Бородай пишет: «У нас не было детства — его отняла война, у нас не было заслуженного отдыха — его отняла перестройка. Неужели мы и впрямь «неимущие»? Нет. У нас есть гордая и честная судьба непокоренных, героическая судьба победивших смерть».
Будем же помнить о том, кто мы и откуда. Будем помнить о маленькой скорбной фигуре на сообща воздвигнутом пьедестале. И не упадем с него!
Владимир Литвинов,
первый секретарь МСБМУ.
г. КИЕВ
Архив |1 стр. «Судьба» №1 (Май 1993 г.)
Другие статьи по теме:
ЗАСТУПИЛАСЬ «СУДЬБА»: «Бесчинство»
С волокитою, длиною в два года, намерен покончить вице-премьер
Читать далее...На что рассчитывала МАРТА?
По поводу одной «телеутки»
Читать далее...Сводки гестапо, составленные как результат наблюдений за русскими остарбайтерами
22 нюня 1941 года — одни из страшных дней в истории нашего Отечества. Громадная, вооруженная до зубов армия вторжения, какой еще не знала история, вступила на нашу землю. Какие цели были ей предписаны? Что входило в планы вермахта и его союзников?
Читать далее...Сестре в глаза посмотри…
ТЕПЕРЬ верится с трудом, но это было: резкий немецкий говор, лай собак, оглушительный свист бича, погрузка в «телячьи» вагоны и долгий изнурительный путь в Германию. Казалось, привычный мир перевернулся. Но самое страшное было потом…
Читать далее...“Судьба” остаётся свободной
Издающаяся в Улан-Удэ и единственная в мире газета жертв нацизма намерена отказаться от денег германского федерального фонда EVZ
Читать далее...