Мы не можем молчать!

Зайцева Алена Алексеевна, Губанова Ирина Юрьевна[1]

студентки 4 курса Бурятского государственного университета

Научный руководитель: Цыренова Марина  Геннадьевна, к. п. н., доцент.

 

«Забытые Уроки Холокоста в Бурятии: взгляд на проблему»

С момента окончания второй мировой и Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет. Казалось бы, это внушительное временное расстояние надёжно оберегает наших современников от возрождения той человеконенавистнической идеологии и практики геноцида целых народов, которые олицетворял собой нацизм. Казалось бы, человечество на генетическом уровне застраховано от возрождения проповеди расовой и этнической исключительности, религиозной розни и нетерпимости.

Однако события, имеющие место в современном мире – вскармливание нацизма на Украине, человеконенавистническая идеология и практика религиозных экстремистов ДАИШ и т.д. — показывают, что фашизм, нацизм, расизм, религиозный экстремизм и фанатизм, прочие человеконенавистнические идеологии вовсе не изжиты. Они способны возрождаться. Их носителями сегодня становятся совсем молодые люди, а этнические и религиозные чистки, факельные шествия с нацистской символикой имеют место даже в «цивилизованной» Европе.

В моей мирной и благополучной в этом отношении Республике Бурятия не так давно всех потрясла новость о том, что один из её столичных жителей Александр Тихомиров стал участником террористических бандформирований, близких к запрещённой на территории РФ «Аль-Каиде», одной из крупнейших ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабистского направления ислама. Он также стал  исламским проповедником и одним из идеологов северокавказского вооружённого подполья так называемого имарата Кавказ под именем Саида Бурятского[2].

Сегодня нет гарантии, что человеконенавистнические идеи не найдут благоприятную почву в подростково-молодёжной среде в каком-либо регионе нашей страны, так как в мире вновь появился «запрос» на эти изуверские идеи и не менее изуверские практики. Ведётся целенаправленная борьба за молодые неокрепшие умы и души, которые оказываются психологически уязвимыми и незащищёнными от технологий манипулирования массовым сознанием.

Противостоять распространению человеконенавистнических идей можно несколькими путями. С одной стороны, через максимально широкую социализацию молодёжи, приобщение её к различным видам позитивной деятельности на благо людей. С другой стороны, путём ознакомления их с истинными мотивами поступков тех людей, которые являются их авторитетами, раскрывая звериную природу их притязаний на господство. А с третьей стороны, необходимо свято хранить крупицы исторической памяти, знакомить подростков с конкретными примерами из жизни людей, ставших жертвами геноцида или пострадавших от рук палачей, а также рассказывать им о тех, кто, рискуя своей жизнью спасал от гибели миллионы людей в фашистских застенках и лагерях смерти, кто пошёл очень рискованным для них самих путём праведников народов мира.

История Холокоста является для миллионов наших современников страшным напоминанием о том, на что способны изверги рода человеческого, о том, как человечество вынесло нацизму и руководителям рейха справедливый приговор, а также о том, что за человеконенавистнические идеи и действия этих новых варваров ждёт неминуемая расплата.

Бурятия, по земле которой не топтались нацисты, откуда не угонялось на чужбину мирное население, где никогда не было еврейских гетто и массовых расстрелов лиц еврейской национальности, тем не менее, имеет интересные примеры связи с темой Холокоста. Так, благодаря проведённой научно-практической студенческой конференции, мы узнали, что наш земляк Сахьянов Владимир Афанасьевич, замполит 406-го полка 100-й дивизии, освобождал фашистский лагерь смерти Освенцим. Республика стала хранительницей едва ли не самого уникального и внушительного в России архива исторической памяти — свидетельских показаний против зверств нацистов гитлеровской Германии и политических репрессий, которым подвергались жертвы фашизма в послевоенном Советском Союзе.

Рассказы очевидцев, воспоминания узников фашистских концлагерей, их родных, близких в течение 14 лет собирал и бережно хранил Леонид Синегрибов, редактор газеты международного союза бывших малолетних узников фашизма «Судьба», издающейся в Улан-Удэ[3]. Сам он, будучи ребенком, познал ужасы нацистских лагерей, но был спасен литовской семьей… Леонид Синегрибов отдал все свои драгоценные письма в Национальный архив Республики Бурятия.

Сегодня Леонид Синегрибов известен как председатель «Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей», как основатель и редактор единственного в мире печатного издания, посвященного жертвам нацизма[4].

Но этот бесценный архив будет востребован в том случае, если среди граждан Бурятии, прежде всего, среди молодёжи республики, будет существовать неподдельный интерес к проблеме Холокоста и шире – к проблеме возрождения человеконенавистнических идей в современном мире.

Чтобы узнать о том, в какой степени в республике выражен интерес к данной проблеме и вообще каково отношение наших соотечественников к теме Холокоста, мы провели социологический опрос жителей города Улан-Удэ и приезжих на эту тему, а затем решили выделить возрастную группу респондентов от 13 до 25 лет, а именно учащуюся молодежь города Улан-Удэ.

Для чего мы проводили этот опрос? В первую очередь – для отражения проблем и на просмотр мнения общества. Так же это пропаганда истории целого народа. Те респонденты, которые не смогли ответить не на один вопрос анкеты, волей-неволей должны были задуматься о своих познаниях, связанных с Холокостом.

Ответы нередко носили противоречивый характер. Они интервьюеров показали, что процент осведомлённости жителей Улан-Удэ о Холокосте равен 43%, но на вопрос, нужно ли сохранять память о тех событиях, положительно ответили 67% всех респондентов.

Результаты опроса среди учащейся молодежи тоже показались нам достаточно противоречивыми. Так, на вопрос, откуда вы узнали о Холокосте, 23% респондентов ответили, что это имело место в школе; из них 70% интервьюеров ответили, что не проходили тему Холокост в рамках школьной программы. Можно сделать вывод, что, вполне вероятно, у респондентов были иные источники информации, такие, как кинофильмы и телепередачи, которые достаточно глубоко раскрывали эту проблему.

Следует заметить, что опрашиваемые были разного пола и возраста, разных национальностей и вероисповеданий, а также имели различный социальный статус. Так же среди опрашиваемых были как городские, так и сельские жители.

На основании проведенного пилотажного исследования можно сделать следующие выводы.

  1. История Холокоста, события и имена людей, так или иначе связанных с ним, известны более подробно жителям Улан-Удэ в возрастной группе 45-65 лет. Удивительно в этом то, что эта возрастная группа получила образование в СССР, когда тема Холокоста открыто не афишировалась. Вполне вероятно, что знания о Холокосте они приобрели из исторических сюжетов телепрограмм или из кинофильмов на данную тематику, которые с успехом прошли по различным каналам ТВ. Эта возрастная группа более чувствительно относится к историческим сюжетам, историческим публикациям, ток-шоу на исторические темы на телевидении.
  2. Жители Улан-Удэ в возрасте от 30 до 40 лет имеют более поверхностное знание о самом Холокосте, о его проявлениях, хотя они сформировались как личности в условиях Российской Федерации, где тема Холокоста уже получила определённое развитие.
  3. Молодые люди от 16 до 25 лет имеют очень слабое представление об опрашиваемых событиях, многие слышат о нем впервые, хотя именно эта возрастная группа имела возможность получить сведения о Холокосте из школьных программ по всемирной и отечественной истории.

Мы считаем, что это связано с тем, что в школе и в средствах массовой информации, проблемы геноцида еврейского народа рассматриваются крайне редко, не систематично, не всегда в нужном контексте. К тому же последние две возрастные группы получают информацию преимущественно из Интернета, а в его ресурсах тема Холокоста является более периферийной, чем на ТВ.

Мы считаем, что в нашем городе нужно поставить памятник или памятную доску о Холокосте, несмотря на то что, город Улан-Удэ, находился далеко от основных гетто на территории СССР. Это вызовет интерес у жителей, а так же у молодежи нашего города.

Уроки Холокоста свидетельствуют о том, что, если в нашей республике они не будут в достаточной степени осмыслены, то в нашем поликультурном обществе с открытыми границами, как виртуальными, так и реальными, могут возникнуть проблемы формирования толерантных личностей, что может привести к обострению межнациональных отношений и возможному повторению некогда пройденной истории.

Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод о том, что молодое поколение нашего города очень плохо осведомленно о таких страшных страницах в истории как Холокост. Изучение данной темы позволит молодому поколению осознать хрупкость гуманистических ценностей в современном мире, сохранить память о жертвах геноцида и понять, как важно противостоять ненависти, агрессии, жестокости, что необходимо хранить память людях, уничтоженных в ходе геноцидов по какому-либо признаку – этно-национальному, религиозному, расовому и т.д. Иначе это может случиться и в нашей республике. А это значит, что наша дальнейшая работа по изучению темы Холокоста только начинается!

Минобороны переводит архив на «гражданку»

Министерство обороны РФ раскрыло архив из 28 тыс. трофейных документов нацистской Германии, вывезенных в СССР в годы Второй мировой войны. Доступ к документам, хранящимся в Центральном архиве Минобороны (ЦАМО), получили эксперты Германского исторического института в Москве. Немецкая сторона готова потратить более €2,5 млн на оцифровку документов и размещение их в интернете. По мнению историков, раскрытие такого массива документов даст много новой информации о жизни на оккупированной нацистами территории СССР.

[1] Научный руководитель – Цыренова М. Г., канд. пед. Наук, доцент. Статья написана по материалам проекта, занявшего 1 место в студенческом конкурсе научных работ БГУ в 2014/2015 учебном году.

[2] Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саид_Бурятский

[3] Электронный ресурс. Режим доступа: http://gazetasudba.ru

[4] Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.infpol.ru/obshchestvo2/item/10443-ty-pochemu-ostalsya-zhivoj/10443-ty-pochemu-ostalsya-zhivoj.html?tmpl=component&print=1

Другие статьи по теме:

«Русь святая. Голоса русских поэтов»

Так называется документальный фильм, премьерный показ которого состоялся в Москве. Это полное глубоких мыслей и раздумий отражение, или же, если угодно, выражение средствами кино того, что веками создавала в духовной сфере совестливая, глубоко нравственная православная Русь. Но, пожалуй, самое точное, самое ёмкое и в то же краткое определение здесь – слово «святая»! Слово, вынесенное авторами в название киноленты. А святость – это и высочайшая духовность.

Читать далее...

Умер Николай Киреев — узник Маутхаузена №112667

Киреев Николай Павлович – в 1942 году в г. Болхове был привлечен немцами на работу по укладке дорог. 22 мая 1942 года был вывезен в г. Орёл, а в мае 1942 года

Читать далее...

Москва, Свеча памяти, 21 июня  2024  год

Нет, друзья, мы с вами не кудесники…

Стихи.
Автор: Лев Шапиро

Читать далее...

Поздравляем Вас с Ханукой!

Ханука – наш древний, почитаемый праздник, не просто дань уважения к Традиции, а напоминание о том, что свет Торы будет освещать жизнь и дорогу всем, кто верен еврейской традиции, добру и любви к ближнему.

Читать далее...
Translate