Кузьмин Алексей Гаврилович

Мой дед Кузьмин Алексей Гаврилович — ветеран Великой отечественной войны. Он жил в селе Чесан Кижингинского района Республики Бурятии. Его солдатская судьба не обычна. Он участник величайших событий этой войны, прошел через муки плена, совершал побеги и освобождал европейские страны. Впрочем, мы бы хотели рассказать все по — порядку.

Кузьмин Алексей Гаврилович родился 1924 году в селе Шимбилик Красночикойского района Читинской области в семье простого рабочего. В семье было пятеро детей: (Аксинья, Вера, Прасковья) и два брата (Никита, Алексей). Отец – Кузьмин Гаврил Ефремович, мать – Наталья Семеновна.

Когда Алексею исполнилось 6 лет  — в семье умирает отец. В 1932 году пошел учиться в Шимбиликскую неполную среднюю школу. В 1939 году окончил семь классов после чего – РКС (районные курсы счетоводов) и поступил на работу в колхоз.

1940 году призвали старшего брата, Кузьмина Никиту Гавриловича. Служил в г. Хабаровск, потом его перебросили на запад, попал он в  90 стрелковый полк 95 стрелковая дивизия, на защиту Сталинграда.  Погиб 11 октября 1942 года в районе тракторного завода.

14 Августа 1942 года был призван Алексей Гаврилович в Красную Армию. Его как грамотного человека зачислили в минометно-пулеметное училище на станции Дивизионная. В марте 1943 года большая часть курсантов училища была поднята по тревоге, где он хорошо учился, но так и не закончил училище, так как их отправили на западный фронт. Прибыл на Воронежский фронт в апреле 1943 года. Он попал в 281 гвардейский  стрелковый полк 93 гвардейской дивизии, где шла подготовка к Курско-Орловской битве. Вчерашний мальчишка был определен в полковую роту ПТР (противотанковых  ружей).  И вот настал день великого сражения.

«5-6 июля 1943 года – вспоминал Алексей Гаврилович – первый бой был страшным. Все грохотало, гремело, стреляло, взрывалось, порою теряли чувство времени и пространства…

Не могу забыть воздушные налеты немецких бомбардировщиков, так как они господствовали в небе…

А потом мы шли вперед день и ночь, день и ночь, как мы выдерживали такие нагрузки. Ведь не просто шли, а с боями, теряли друзей. Было много земляков и почти все они полегли тогда на Курской и Орловской земле. До сих пор, помню многих из них; их лица, улыбки, жесты…»

Из воспоминания Кузьмина Андрея Семеновича «к июлю 1943года войска с обеих сторон были подготовлены  пойти в бой. Вот 5 июля 1943г в 3 часа ночи началась артподготовка, которая длилась около двух часов, затем начались жестокие бои, где участвовали миллионы солдат, сержантов, офицеров, тысячи самолётов, танков и самоходных орудий. Командующим Центральным Фронтом был Рокосовский К.К, Воронежским Фронтом Ватутин Н.Ф., и Степной-Конев И.С.

В результате боев некоторые населенные пункты переходили из рук в руки, но противника не пропустили на большую глубину. В первые дни сражений произошла танковая битва, где участвовали  более 800 танков с обеих сторон. Бои шли у населенного пункта Прохоровки, и битва называлась Прохоровской. С первых часов боевых действий  мы поняли, что враг силён. Поэтому  нас настраивали,  чтобы мы могли в любое время дать отпор. На протяжении июля, августа противник был разбит и крупные города: Орёл, Курск, Белгород  были освобождены, и 8 августа был дан артиллерийский салют в столице нашей Родины в городе Москва. За несколько дней боёв были убитые и раненые. Среди них и наши земляки — шимбиляне: Кузьмин Иван ЕР., Барахоев П.Г., Кузьмин Кузьма Сергеевич, 14 июля 1943 года был ранен и я.

Погиб и Недорезов Лука Павлович, а раненого Кузьмина Алексея Гавриловича  фашисты взяли в плен.

Раз 5-6 бывал у меня. Вспоминали о жизни в Шимбилике, на фронте и после войны. У нас с Алексеем Гавриловичем была настоящая дружба, мы с ним по-настоящему делились куском хлеба. А когда меня ранило в ногу и вели в медсанбат двое контуженых  ребят, было поздно и темно, кругом горели и постройки и сады, а навстречу шло подразделение, где был Алексей Гаврилович и он меня узнал. Они шли на наше направление. Мы с ним распрощались на целых 5-6 лет. Это стало уже ясно при встрече после окончания войны».

Ожесточённые бои проходили в южной части Курского выступа северного города Белгорода не далеко от станции Сажное. С боями полк ушел далеко вперед от тыла, основных частей и попал в окружение. Танков и артиллерии не осталось, чувствуя это немецкие самолеты на бреющем полете обстреливали наших солдат. ПТР-ы стали самым грозным орудием для окруженных. 15 июля  полк решил прорваться с боями, а в полку осталось всего 400- 500 человек вместе с ранеными. Бились до последнего, и тут Алексея Гавриловича постигла неудача. Вражеский осколок, тяжело ранил правую руку. Тяжело раненым попадает в плен.

Начались новые испытания. Первые лагеря на Украине в городах Харьков, г. Смелый, г. Славутич. С начало не было никакой медицинской помощи раненым и военнопленным не оказывалось. Свои раны он лечил подорожником, который рос среди дороги. По словам Алексея Гавриловича «немцы были разными по отношению к военнопленным, и мне повезло на хорошего человека, он был военным доктором в концлагере. Доктор прочистил рану, взял тряпку и протянул через сквозное ранение, а затем засыпал рану золой. Рана постепенно стала заживать…» В течение всей жизни рана давала о себе знать: в непогоду и при физических нагрузках.

Наши продолжают наступать, и в ноябре 1943 пленных перевозят в Германию в товарных вагонах. В Польше всех переобмундировали в японские, французские, итальянские военные формы. Прежде чем их переодеть «помыли» в бане: голых людей облили из шланга холодной водой. Вот и вся баня. Потом снова военнопленных погрузили в вагоны и отправили на запад в Германию, в город Люкенвальде. Не все доехали до Германии, многие умерли в дороге от жуткого голода. Военнопленные были одеты деревянные колодки, в зимнюю стужу бросали им булки хлеба с опилками на драку и давали холодную воду. Вот и все меню. Это концлагерь был интернациональным, тут были французы, англичане, американцы и другие, но русских военнопленных содержали отдельно.

В 1943 году немцы организовали отдельные команды из числа военнопленных и отправили в лагерь под Гроссенхайн на хозяйственных работы. Потом в другие лагеря в Люксенвальд, Гросклинника, Целендорф. Алексей Гаврилович выполнял различные виды работ, рассказывал, что кормили плохо (норма – 200 грамм хлеба с опилками), обращение было жестокое и очень строгое. Постоянно Алексея Гавриловича жгла мысль о побеге из плена. И вот организовалась группа из 12 человек для побега. Вроде все подготовили, договорились. Побег запланировали 15 марта 1945 года, но в этот день готовы к побегу были двое: Алексей Гаврилович и Николай Пономаренко из Курска, ушли они незаметно во время обеденного перерыва. Дошли до каких-то шахт, а там были наши военнопленные, где остался его друг, а Алексей Гаврилович двинулся путь дальше один, но был пойман и отправлен в новый лагерь Лютельфизют, что под Берлином. За два года Алексей Гаврилович , пробыл застенках концлагерей. Что пережил – это не описать и не рассказать и страшно вспоминать пытки и унижения, смерть товарищей, голод. 22 апреля 1945 года Красная армия освободила из застенков концлагеря Лютельфизют.

Контрольно-пересыльный пункт, усиленное питание, лечение. Но была еще война. И вновь Алексей Гаврилович боец 3-го гвардейского мотоциклетного батальона. Батальон в составе 1-го Украинского фронта направляется в Чехословакию добивать немецкого фашистские войска.

День победы 9 мая 1945 года в г. Пардубице в Чехословакии, далее были Австрия, Германия.

В декабре 1946 года прибывает в союз на ст. Чеберкуль Челябинской области. Проходит курсы в 7-ом учебном танковом полку, изучая тяжелые танки ИС- 2, ИС-3.

Демобилизовался 15 марта 1947 году и возвращается в село Чесан, так как родители в годы войны переехали сюда. Работал в совхозе «Чесанский» до выхода на пенсию.  Умер 5 мая 1997 году.

Такова сложная, трагичная судьба солдата минувшей войны.

Игорь Андриевский

Другие статьи по теме:

НЕ СГОРЕЛ!

Здравствуй, «Судьба»! Обращается к Вам житель д. Звизжи Калужской области Дзержинского района п/отд Звизжи с просьбой опубликовать в нашей газете «Судьба» статью «Возмездие» о наших многострадальных жителях села Вздружное Брянской обл. Навлинского района Вздружнинского с/совета. Почему так поздно? Немного опишу про свою судьбу. На похоронах нашей мамы в 2001 году мне рассказали мои старшие сестры,…

Читать далее...

Флешмоб «Георгиевская лента»

Незнакомцы выходили на улицы, обнимались и целовались как родные и близкие друг другу В ознаменование  70-летнего юбилея Великой Победы  сотрудники ГАУ «КЦСОН Чкаловского района  г. Екатеринбурга» организовали для пенсионеров социальный флешмоб «Георгиевская лента».  Несмотря на неожиданно снежную погоду, мероприятие объединило на уличной площадке как самих участников акции — ветеранов Великой Отечественной войны, волонтеров «серебряного возраста» и…

Читать далее...

«Ретрансляция» трагического опыта жертв нацизма

Выступление Людмилы ЕРМОЛЮК, бывшей несовершеннолетней узницы фашизма – малолетнего донора Ретцевского детского дома (Германия), руководителя Калужского областного отделения Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей, члена Центрального совета  МСБМУ на форуме Примирения в Русском Доме.

Читать далее...

Смерть в колонне

Про Инну Ивашнину и её жизнь

Читать далее...

ЛИЧНО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮ!

В детском доме Ретцова у малолетних узников брали кровь «Мы родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами ее отдаленных результатов, и даже те, кто родился сейчас… Она была и осталась. Одна на всех. На весь мир. На всех людей». Это Константин Симонов. И нам, пережившим войну, казалось,…

Читать далее...