Павильон на подворье

Str_6_1Нефантастический проект художника,
пережившего гитлеровские концлагеря


Уважаемые сотрудники газеты «Судьба»!

С глубокой душевной болью и огромной благодарностью воспринимаю Вашу газету. Пожалуй, она самая близкая мне по содержанию, по духу, потому что это и моя судьба. Каждая строка — это и моя биография полосатой детской дорожки. Потому что вместе с вами, т. е. всеми авторами, которые публикуются в газете, переживаю, делюсь, живу в невзгодах и радости, вместе с вами болею, потому что раны войны незаживаемы, они не дают мне покоя.
Я тоже бывший малолетний узник фашистских страшных лагерей. Прошел, как говорят «от» и «до». Был дважды ранен, едва не ампутировали ноги, а в Дрезденском аду уцелел чудом. В детском лагере мы были детьми и подростками от 6 до 14 лет: русские, белорусские, украинские… Потом находился в части, как сын полка воевал на Эльбе-Дрезден-Пирна, Прон. (Сохранились документы, фотографии). Всю жизнь старался доказать, что мы не «азиаты-варвары», а талантливый, умный, добрый народ.
Послал я письмо Павлу Астахову с предложением организовать встречу бывших малолетних узников фашистских концлагерей с целью выработать, обсудить и направить Послание всем президентам стран мира с просьбой ответить на один вопрос — что вы, господа Президенты, предпринимаете ради детей и их спасения от войн и насилия. Ответы предлагаю выставить в Интернете и сохранить в архиве. Это просьба от имени павших 15 миллионов и 4 миллионов живых уцелевших детей-узников.
Также предлагаю организовать, пока не поздно, сбор воспоминаний бывших малолетних узников фашистских концлагерей — рассказы, очерки, фотографии, рисунки, картины, предметы той страшной войны. Для этой цели должен быть организован специальный международный комитет.
Это — не сказочная мечта и не фантазия выжевшего из ума старика. К сожалению, мои идеи часто воспринимаются именно так.
Несколько слов о себе и той крупице пользы, которую приношу людям. Я — учитель с более чем 50-летним стажем, художник по образования и призванию, по необходимости взялся за трудную публицистическую деятельность и, как мог, изложил свою боль в брошюрах и книгах «Дети войны», «Древо у Белой воды», «Образование», «Фашистские концлагеря» и др. Сам иллюстрирую и сам испытываю проблемы с поиском средств на издание. Но главное моё призвание — это художник. Пишу живописные картины о Великой Отечественной войне, солдатах войны, детях-узниках — сюжеты, которые в своё время не раз отмечались на Всесоюзных выставках.
На исходе жизни, (в 2015 году исполнится 85 лет), решил осуществить давнюю мечту — построить выставочный павильон у себя на подворье. Построил саморучно из б/у материалов летний павильон парникового типа размером до 100 кв. м. Выставка уже работает. Экспозиии меняются, их пока девять: «Солдаты Великой Отечественной», «Узники концлагерей», «Дети войны — узники», «В защиту детей» и др.
Собрано около 300 картин, есть монументальные полотна. Более подробно объясню раздел «В защиту детей». Это плакаты в защиту идеи создания всемирного знака-эмблемы, над вариантами которого работаю много лет. На выставках сотни записей в книге отзывов. Но власти никогда меня не поддерживали, считали фантазёром. Зав облОНО на учительской конференции заявил прямо: «Ваша эмблема ни что иное, как значок рыболова. Наши советские дети не нуждаются в помощи, о них заботится правительство и коммунистическая партия».

Str_6_2Тенденция нашего времени — пробуждение исторического сознания в российском обществе. Кто мы? Откуда мы? Какие мы? Эти вопросы важны для сознания себя, своей культурной, гражданской ответственности за свою жизнь, за будущее России.
Вот эта моя «фантазия» и не нравится представителям командно-бюрократической системы народного образования. Меня радует, что панорамный метод исторического обучения получает распространение в педагогике. И не только в отечественной. Дело в том, что недавно состоялась совместная выставка в Москве, Ростове, Новороссийске трех художников — двух немцев-педагогов из Дрезденской художественной академии, третий был я — из России. Эти немцы — бывшие солдаты вермахта, которые воевали, а затем, как военнопленные, работали у нас. Узнав о том, что я учитель-художник, был угнан в Германию и брошен в концлагерь, чудом уцелел в г. Пирна под Дрезденом, где в каменоломнях, в глубоких штольнях фашисты спрятали сокровища Дрезденской галереи, немцы заинтересовались моим проектом. Наши военные и послевоенные история была обоюдно очень интересны. Мы сошлись. Затем пришла идея совместной разработки проекта обучения молодёжи предметам эстетического цикла. Кое-что в этом направлении мною уже было осуществлено. Моё панорамное устройство коллеги из Германии назвали изобретением, а метод обучения, проверенный мною, и, в своё время одобренный АПН СССР, взяли на заметку.
Относительно школьного обучения в современнй России я разделяю тревогу многих думющих людей, что с нашей школой происходит беда, самая страшная беда, какая в России на сегодняшний день существует. При равнодушии и молчаливом согласии обшества идёт фактическое уничтожение образования, происходят дегуманизация, обесчеловечивание и дегуманизация общества.
Уважаемые сотрудники газеты «Судьба»! Поздравляю вас, а, следовательно, читателей с новым 2015 годом! Позвольте пожелать здоровья и семейного благополучия, сил для вашей очень важной работы во имя людей, многие из которых не знают, не имеют представления, что такое фашизм, концлагеря, газовые камеры и крематории, в которых погибли 15 миллионов. Они не могут представить эти цифры и не представляют, что с ними было бы, если бы гитлеровский фашизм покорил их страны. Такова цена исторического забвения!

С уважением,

Юрий Планидин
п. Рассвет, Аксайский район,
Ростовская обл., эк. кв. № 24, п/о 346735,тел. 8-903-460-45-13,
28 января 2015 г.

\

КРАСОТА И КУЛЬТУРА СПАСУТ МИР

По телефону мы с Вами разговаривали и договорились о том, что я пришлю мою фотографию и книгу «Фашистские концлагеря». А три ксерокопии, которые высылаю Вам, это двухметровые плакаты, предназначенные для сцены нашего клуба и презентации книги, которая состоится 17 февраля в райцентре в библиотеке им. Шолохова, где я часто выступаю. Посылаю Вам фотографию группы членов ростовской ассоциации борцов антифашистского сопротивления и жертв нацистских репрессий, которые проводят огромную работу со школьниками и студентами.
Относительно совещания или конференции (не знаю, как назвать) малолетних узников в Ростове-на-Дону. Это был бы значительный вклад в общую деятельность наряду с такими важными мероприятиями, которые устраиваются в Освенциме .
В Ростове есть большие возможности для интересной, плодотворной работы. Например, очень хороший музей бывших узников концлагерей. И у нас в поселке немало объектов для просветительского экскурса: новая средняя школа и замечательная школа искусств, один из лучших в стране кадетский корпус, интересный поселок и сельскохозяйствный центр, наконец, мой выставочный павильон с экспозицией к 75 — летию Великой Отечественной войны — о солдатах и узниках фашистских концлагерей.
Одна из последних выставок, очень важная — это новое мышление в области образования, эстетико-нравственный подход, как главный первостепенный образовательный процесс, который должен вестись непрерывно. И — повсеместно! Повторюсь: крупицу этой работы я осуществил в процессе обучения новым панорамным методом на уроках ИЗО.
При непрерывном эстетико-нравственном воспитании детей не вырастали бы руководители, министры и президенты, которые в силу своего недоразвития ратуют за войну, за то, что в жизни, якобы, не обойтись без гибели женщин, детей, стариков, без драк в парламентах и т.д. На мой взгляд, культура определяется не по моральному состоянию «центра», или звёзд шоу-бизнеса, а по нравственному уровню миролюбивой «глубинки».
Культурология — это комплекс экономической, социальной, экологической культуры, этики, эстетики, этнологии, науки правоведения, а апофеозом всех этих знаний в человеке является гуманистическое мировоззрение, которым должны обладать как Зои Космодемьянские и Александры Матросовы, так и высшие чины из руководства страны.
О важном. В 1997 году в Ростове прошла Южно-Российская научно-практическая конференция — «Культура — мощный фактор развития». Работали десять проблемных лабораторий, на которых выступили 110 человек. Вышел сборник материалов. Редколлегия 19 человек. Выступил и я по проблеме «Дети — это мир и культура» — слово учителя в защиту прав детей. На конференции красной нитью проходила тревога: «Культура страшно упала во всех странах и продолжает быстро катиться вниз». «Раздается один вопрос-вопль — как спасти, как поднять культуру?» Это значит, как спасти мир от дикости братоубийства. Скоро двадцать лет, как прошла эта конференция. Но об идее всеобщего развития я больше ничего в Ростове не слышал.
И ещё. Вспоминаю оккупированный немцами Ростов. На улице Пушкинской, на мостовых и в скверах солдаты вермахта расстелили скатерти, разложили вилки, ложки, закуски, бутылки … Они мыли руки перед едой, чистили зубы пастой, до блеска драили сапоги. Эту чистоту и опрятность я наблюдал и тогда, в концлагерях Германии, где по графику топились печи крематория, работали газокамеры…
Время несется, сметая и унося с собой недосказанное, непроявленное, более того, недруги нагло искажают историю Отечественной войны, нашей общей Победы. Поэтому мы, уцелевшие, обязаны всеми средствами опровергать, объяснять, говорить правду молодому поколению, кто спас мир от коричневой чумы, и что такое фашизм, который как гидра вновь поднимается из небытия.

С уважением и добрыми пожеланиями,

Юрий Васильевич ПЛАНИДИН
28 января 2015 г.

Добавить комментарий