№71-75 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет.

В результате анализа архивных документов фонда № р -2105 «газета Судьба — издание международного Союза бывших малолетних узников фашизма» были выявлены 50 писем за период 1991-2004 гг.

В результате выполненной работы пользователям предоставлена возможность увидеть, как общий перечень документов электронной коллекции, так и получить доступ к электронному образу оригинала.

Электронная коллекция доступна на сайте газеты «Судьба» и Государственного архива Республики Бурятия www.gbu-garb.ru

Документ № 71

Стихотворение «Воспоминания узника», написанное бывшей малолетней жертвой нацизма М.Ф. Макаровой

Российская Федерация, Брянская область, г. Новозыбков, март 2003 г.

О, мама, милая, родная,

Зачем меня ты родила?

Судьба «несчастьем» наградила –

С земли родной оторвала.

Здесь на чужбине унижают

И по-людски нас не зовут,

Здесь нами тюрьмы заполняют

И кровь берут, и часто бьют.

Что горько страшно и обидно-

Судьба и у детей одна.

Но богу все должно быть видно,

Воздаст мучителям сполна.

Одна земля у нас, но часто

Друг к другу кто-то палачи.

Святого нет. Вот что ужасно –

Хоть и неправда, но …молчи

Как в камере темно, как сыро

Здесь люди гибнут на глазах

И в сердце все уже остыло

Перед глазами только страх.

Мерцает лампа синим светом

На нарах узники не спят.

И каждый час-зимой и летом

Лишь полицай с собакой

Всё сторожат, всё сторожат.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.140Л.2-2об.

Документ № 72

Письмо-обращение председателя Международного движения бывших малолетних узников фашизма В.В. Литвинова к главному редактору газеты «Донбасс» А.М. Брижу о проблеме «лжеузничества»

Украина, г. Киев, 12 сентября 2003 г.

…Более сорока лет жизни, отданных пишущим эти строки сначала поиску и объединению, а затем исторической, социальной, нравственной реабилитации жертв нацистских преследований, выработали в душе не только глубокое уважение к перенесшим неслыханные муки и лишения за колючей проволокой, но и органическое, активное неприятие любых форм лжи, двуличия, мошеннических проделок, поругания святости выстраданного другими.

Поэтому не могу не высказать мнения относительно опубликованных в газете «Донбасс» заметок ветерана нашего движения, бывшего узника фашизма, поэта и публициста Владимира Калиниченко «Концлагеря прошла, заочно» (номер за 7 июня с.г.). Особенно в связи с не прекращающимися попытками «героини» упомянутых заметок бросить тень на имя их автора, «опровергнуть» преданные огласке быть фактические сведения, снять с себя ответственность за учиненные малопохвальные деяния.

К слову сказать, они, малопохвальные деяния, совершенно определенным образом квалифицируются Законом и совершенно определенным образом наказываются.

Заметки «Концлагеря прошла… заочно» посвящены такой острейшей для нашего движения (да и не только для него) проблеме, как лжеузничество, — проблеме безосновательных претензий, а то и грубого посягательства на статус жертвы нацистских преследований с целью извлечения материальной выгоды, удовлетворения личных амбиций, обеспечения саморекламы. Построены на свидетельствах и документах, которые собраны в процессе тщательной и всесторонней проверки поступивших сигналов Апелляционной комиссией Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» при Кабинете министров Украины — высшей инстанцией при рассмотрении и решении всех спорных вопросов, связанных с осуществлением гуманитарных денежных выплат со стороны ФРГ. Заключения ее являются окончательными.

Выступление В. Калиниченко — гневный протест против той аморальной, позорящей истинных страдальцев гитлеровской неволи системы отношений, при которой предприимчивые и энергичные претенденты на льготы и выплаты, даже будучи уличенными в том, чему нет и не может быть оправдания, продолжают тянуть излюбленную песню: мол, опорочили недоброжелатели. При этом, пользуясь поддержкой сверху (поддержкой себе подобных — в нравственном отношении), обращаются за помощью не к представителям компетентных органов, а к людям неосведомленным, часто введенным в заблуждение, чем-то обязанным. Ставка делается на скандалы, на разжигание страстей, на «организованные» коллективные письма «в защиту», на угрозу подачи судебных исков. Указанный репертуар хорошо знаком тем, кто сталкивался с лицами наподобие «героини» опубликованных заметок. Он, надо сказать, далеко не оригинален.

А что до аргументов, которые пускаются в ход сегодня, после вынесения Апелляционной комиссией сего вердикта, то они столь же нелепы, сколь и смешны. Ну посудите сами. Разве могут быть доказательством нахождения в концлагере Освенцим отправленные в его архив-музей (отправленные несколько месяцев назад) «воспоминания» при наличии ответов из того же архива-музея, свидетельствующих: автор «воспоминаний» вообще ни разу не обращалась к нам (за многие-то годы) за подтверждающими документами? Между тем они, «подтверждающие» документы, есть у нее на руках. Откуда они взялись?

Или разве могут быть доказательством ссылки на выписку из личного дела «героини», что, учитывая склонность последней к, мягко говоря, фантазиям и опытность в обзаведении «справками», которые ей не выдавались, вызывает скорее вопросы, чем ответы? Они, эти вопросы, более чем уместны.

Или разве могут быть доказательством концлагерного прошлого претендентки на ныне почетный (и в известном смысле весьма выгодный) статус жертвы нацистских преследований некогда врученные ей (которую считали товарищем по несчастью и коллегой по работе в общественной организации) книги с теплыми дарственными надписями ничего не подозревавших и ни о чем не догадывавшихся авторов? Или посвященные ей статьи в газетах, основанные на сообщенной недостоверной информации? Или адресовавшиеся ей благодарственные письма за помощь, которая, как теперь выясняется, оказывалась вовсе не по велению сердца, а по очень трезвому расчету и с дальним прицелом: «В случае чего вы меня выручите»?

<…>

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.139 Л.26-28.

Документ № 73

Письмо-обращение бывшей узницы концентрационных лагерей Ф.В. Мережук c просьбой о помощи для получения выплат от ФРГ

Украина, г. Кривой Рог, 2003 г.

…Я, Мережук (дев. Москаленко) Фрида Васильевна родилась 23.02.1940 г. в с. Ново-Хортица, Софиевского р-на, Днепропетровской обл. Мать Москаленко (дев. Клиппенштейн) Елена Ивановна родилась в 1918 г., умерла в 1999 г.

Отец – Москаленко Василий Петрович родился в 1918 год погиб в 1942 г. Я вместе с матерью, была вывезена в Германию в октябре 1943 г., были вывезены все жители нашего села. Содержались в лагерах Польши и Германии, в Польше работали на уборке картофеля и др. овощей. В Германии были в лагере Луккенвальде, а потом в Лангелменсдорф у господина Шутце работали в его больший хозяйстве.

Факт работы подтвержден г. Шутце и заверен документ бургомистром Лангелмансдорфом. Мать работала в основном на скотном дворе, кормила и убирала за свиньями, жили там же в комнате для слуг. Мать работала и находилась в тех же условиях что и остальные остарбайтеры.

Фонд «Взаимопонимание и примирение» отказал мне в получении компенсации, ссылаясь на то, что моя мать немецкой национальности.

В §11 п. 1-2 Закона об учреждении фонда, указано, что лица немецкой национальности привлекались в труде редко. Но там же указано в § 11 п.1

«Правомочия на получение выплат обладают те лица немецкой национальности, которые были заключены в лагерях гетто и которые привлекались к принудительным работам».

Если остарбайтеры вернулись, домой, откуда были вывезены, то лица немецкой национальности все были вывезены в Сибирь, на север в тайгу, в Казахстан на рудники. Мы с матерью оказались в Вологодской области в тайге на лесоповале. Многие там умерли от голода, непосильного труда. И только после 1953 года мы были полностью реабилитированы и имели возможность вернуться на Украину, так что люди немецкой национальности настрадались больше многих. И теперь еще страдают у нас в городе есть еще несколько человек которым отказали в выплате компенсаций по этой же причине. Но люди уже старые и устали всю жизнь бороться и доказывать, что «фолькдойчи» не враги народа.

Сейчас есть люди на Украине, которые обманным путем получили компенсацию, а мы, которые действительно были там в этом аду не можем ее получить.

Я не знаю сможете ли вы мне помочь, надеюсь на это, но прошу Вас заставьте обратить внимание фонд на эту категорию людей, которые и документы имеют, а оказались за чертой.

Я, сама являюсь членом совета бывших узников фашизма г. Кривой Рог, помогла десяткам людей собрать справки советом, писала заявления за старых и больных людей, а мне никто не может помочь, и документы все есть. Вот такая грустная моя история. Жду вашей помощи…

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.140Л.25-25об.

Документ № 74

Из письма руководителя организации бывших узников С.В. Никифоровой об открытии закладного камня на месте памятника узникам концлагерей в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 2003 г.

…21 июня 2003 г. в канун всенародного дня Памяти и Скорби состоялось открытие закладного камня на месте будущего памятника узникам фашистских концлагерей жертвам нацизма в Ландшафтном парке Красносельского района Санкт-Петербурга.

Долгие 5 лет шли мы к этому памятному дню, преодолевая яростное сопротивление чиновников, презрение и элементарное неприятие подобных знаков памяти в бывшем блокадном городе. Но инициативная группа в составе: С.В. Никифоровой (руководитель), Ф.Д. Киселевой (председатель Союза), Н.Г. Соколовой и 3.Н. Соколовой (члены группы) сумела преодолеть все препятствия и добилась положительного результата

Нашлись и в нашем городе люди, понявшие и нашу боль, и наше желание, и наше не совсем обычное положение. Первым из тех, кто поддержал нас, был главный художник города И. П. Уралов. Безвозмездно работал над проектом закладного камня и работает над проектом памятника скульптор, В. С. Иванов. Администрация Красносельского района вошла в положение организации, не имеющей материальных средств для создания подобных мемориалов и сделала все от нее зависящее, привлекла организации и средства для создания и открытия закладного камня, 21 июня, памятный для всех нас день, пасмурным дождливым. Но, несмотря на непогоду, народу собралось много немало было и детей. И что чудеснее всего, на время церемонии дождь внезапно прекратился и только по её окончании полил вновь.

Много было сказано слов, хороших и грустных. Покров с камня был снят главой администрации Красносельского района В. В. Щербаковым и председателем Санкт-Петербургской региональной общественной организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей, Союз» — Киселевой Ф. Д.» Камень был освящен и осыпан цветами. Прозвучал салют в память всех погибших и безвременно ушедших от нас.

Руководители города (вице-губернатор Дербин В.Г.) и района обещали поддержать наше начинание, помочь материально и сделать все возможное, чтобы памятник был открыт к 60-летию Победы, как хочется верить в это, как хочется дожить до этого дня!

Но главное, теперь в нашем городе есть памятное место — символ страдания и печали, куда мы можем прийти, чтобы поклониться всем чтобы поклониться всем погибшим, умершим, расстрелянным, сожженным, замученным… Верим, что надежды наши оправдаются.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.141.Л.16-16об.

Документ № 75

Из письма Украинского союза узников жертв нацизма о П.Т. Рамском, председателе Тернопольского отделения союза узников

Украина, г. Киев, 10 октября 2003 г.

…Как трудно смириться с тем, что еще несколько дней назад имели счастье общаться с нашим товарищем по неволе Петром Тимофеевичем Рамским председателем Тернопольского отделения украинского союза узников-жертв нацизма (УСУЖН). 15 сентября внезапно сошел с высокого нравственного и духовного пьедестала в иной мир замечательный человек земля обеднела на человека редкой доброты, удивительного трудолюбия, высокой принципиальности, прекрасного семьянина и хорошего товарища, из нашего больного и сплоченного коллектива который так много и плодотворно работал на благо нашего объединения, которого все любили и уважали.

Петр Тимофеевич много времени и сил отдавал на алтарь общей борьбы за признание законных прав тех, которые в годы войны не по своей воле оказались за колючей проволокой концлагерей, гетто, тюрем и других мест принудительного содержания.

…поразительно тяжелым было детство Петра Тимофеевича. еще до его рождения гитлеровцы бросили его отца живым в колодец, а мать летом — 1942 года бросили в гитлеровский концлагерь Бремен-Гемеленге за участие в сопротивлении. До освобождения он жил в тяжелейших условиях концлагерного быта. Да и вся его последующая жизнь не была легкой. Он самоотверженно работал на благо родины. Даже будучи инвалидом второй группы, он не оставлял своей кипучей деятельности. В движении малолетних узников Петр Тимофеевич проявился бескомпромиссным и принципиальным товарищем человеком, отдающим все свое время делу борьбы за права детей, которые, как и он познали все «прелести» фашистской неволи.

Петр Рамской, первый из 350-ти тысячного коллектива бывших невольников фашистского рейха, объединенных в УСУЖН, заявил, что предстоящие компенсационные выплаты, о которых ФРГ объявила на весь мир не являются справедливыми. Не учтены интересы самой незащищенной категории невольников детей до 12 лет, а также тех невольников, которые работали в сельском хозяйстве. Да и общая сумма выплат ни в коей мере не компенсирует страдания и потерю морального и физического здоровья сотен тысяч оставшихся в живых, так называемых «остарбайтеров».

Пётр Тимофеевич и 16 тысячный коллектив узников тернопольщины осудил противоречивость и неполноту федерального закона ФРГ. Он отказался от компенсационных выплат, составляющих 1500 немецких марок, заявив, что совесть не позволяет ему их брать, поскольку они результат перераспределения и так мизерных выплат невольникам, работающим в промышленности. Этот поступок свидетельствует о высокой принципиальности и морали Петра Рамского. Еще на одного доброго, бескорыстного и мужественного человека — нашего верного друга по борьбе и неволе, обеднела наша родная земля. он ушел от нас уничтоженный физически, но в расцвете своих духовных сил. однако, память о нем останется навеки в наших сердцах. «Земля тебе пухом!» — по традиции говорим мы.

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.143.Л.2-3.

№56-60 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет. В результате анализа архивных документов фонда № р -2105…

Читать далее...

№76-80 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет. В результате анализа архивных документов фонда № р -2105…

Читать далее...

№51-55— Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет. В результате анализа архивных документов фонда № р -2105…

Читать далее...

№66-70 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет. В результате анализа архивных документов фонда № р -2105…

Читать далее...

№61-65 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет. В результате анализа архивных документов фонда № р -2105…

Читать далее...
Translate