Дети войны – детям мира: кровное дело
Евгений Гришин
Фото 1969 года. Санкт-Петербург.
«Я, сын отца, пропавшего без вести, призываю российские власти воздать должное героизму советских солдат, признать пропавших без вести погибшими на Великой Отечественной войне и принять соответствующий закон».
Евгений Михайлович Гришин много лет работал корреспондентом отделения ТАСС в Бонне (ФРГ), редактором отдела капиталистических стран в газете «Известия», её собственным корреспондентом в Германии, ответственным секретарём главной редакции вестников и литературных материалов агентства «Новости», собственным корреспондентом правительственной «Российской газеты» в Австрии и Германии, открывал и налаживал работу корпункта этой газеты в Вене. Среди государственных наград медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II и 1 степеней.
Женя Гришин – мой друг. Мы вместе учились в Ленинградском университете.
Староста самой большой комнаты в студенческом общежитии на Пятой линии Васильевского острова. В ней, отслужив в армии три, а во флоте четыре года, поселились 11 крепких парней, успешно выдержавших вступительные экзамены и ставших первокурсниками факультета журналистики. На втором курсе Женя становится парторгом факультета. Круглый отличник и первый студент в нашей «немецкой» группе, за большую интернациональную работу награждается Почётной грамотой Ленинградского обкома ВЛКСМ в честь 50-летия Ленинского комсомола, а за успехи в учёбе и общественной работе в 1969 году, при распределении, ему вручается Юбилейная грамота Ленинградского университета.
Читая письмо Жени Гришина в газету «Судьба», стыжусь, возмущаюсь собою, что о военном детстве выдающегося университетского товарища не знал практически ничего. Но как и что я мог тогда знать?
О своей жизни в войну мы, студенты 60-х, не распространялись. К примеру, про оккупацию и немецкий плен я, бывший малолетний узник гитлеровского концлагеря, не рассказывал никому – боялся, что не поймут — такое было время. Известно, как относились к пленникам при Сталине, их считали предателями. «Косо» смотрели на узников при Хрущёве и Брежневе. Даже во времена «оттепели», в годы нашего студенчества, побывавшим «там», в немецком плену, могли не доверять и держать «под колпаком КГБ». Ещё не скоро наступит время, когда к людям, особо пострадавшим в годы войны, но чудом, непонятно как выжившим и уцелевшим, в нашем обществе станут относиться с сочувствием, по-человечески просто, без предрассудков. Не потому ли многие скрывали неблагополучие в судьбах и биографиях, замалчивали своё горькое прошлое.
Однокашник и сосед по задней парте, той самой «немецкой» группы, в которой учились мы с Женей — Володя Личутин потерял на войне отца. Только спустя годы знаменитый русский писатель расскажет о вдовьей доле своей мамы-поморки в потрясающей повести, напечатанной «Роман-газетой». Любимец всего курса, в совершенстве овладевший английским языком Володя Алексеев после университета станет корреспондентом АПН «Новости» и получит аккредитацию в Вашингтоне. На наших дружеских студенческих сходках и вечеринках он никогда не рассказывал о своём голодном детстве на оккупированной немцами территории, о том, как скрывались в лесах и болотах Тверской области преследуемые карателями семьи партизан и воинов Красной армии. А кто знал, что Володя Егоров, наш университетский товарищ, будучи ребёнком, умирал с голода в блокадном Ленинграде? Никто! Свою военную историю известный спортивный журналист впервые поведает совсем недавно, в 2014 году, в сборнике воспоминаний выпускников нашего факультета «На газетных столбцах мы сердца обожгли…» (С.-Петербург, издательство «Корвет»).
Вот и Женя Гришин про своего отца, пропавшего без вести в декабре 1941 года подо Ржевом, расскажет нам только сегодня. Более половины своей жизни он отдал поискам той земли, которая приняла и хранит останки родного человека — воина. «Ведь там лежит и моя кровь» — пишет Женя.
Представитель поколения победителей – детей войны, мой давний, уже постаревший, но мудрый друг, как всегда, остаётся в строю, участвует в общественной жизни и активно помогает сохранить то, что лежит в основе нашего самосознания и составляет основу, саму суть существования государства, а именно любовь к Родине, преданность Отчизне, стремление созидать, делать всё для её будущего.
Сегодня, когда участникам и ветеранам Великой Отечественной вручаются юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», мы поминаем всех героев, которые добыли Победу. Мы склоняем головы перед их мужеством, их подвигом. Среди защитников нашей Родины, глубоко причастных к разгрому фашизма, к нашей Великой Победе, были миллионы без вести пропавших. Один из них — Михаил Михайлович Гришин.
Его судьба до сих пор неизвестна.
С этой трагической неизвестностью невозможно ни свыкнуться, ни смириться.
Л.Синегрибов
Бывший несовершеннолетний узник гитлеровского концлагеря «Алитус»
Главный редактор газеты «Судьба»
Улан-Удэ
Другие статьи по теме:
«Ретрансляция» трагического опыта жертв нацизма
Выступление Людмилы ЕРМОЛЮК, бывшей несовершеннолетней узницы фашизма – малолетнего донора Ретцевского детского дома (Германия), руководителя Калужского областного отделения Российского союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей, члена Центрального совета МСБМУ на форуме Примирения в Русском Доме.
Читать далее...Волк Самуил Рафаилович
Скончался 7 мая 2020 г. в возрасте 89 лет
Читать далее...Я АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА С ВАМИ…
4 апреля 2014г. № ОД-5/116 Уважаемый Александр Фролович! Спасибо за письмо. Я абсолютно согласна с Вами в том, что в основе патриотизма заложена генетическая память о своих предках. Если бы все любили и заботились о своей малой родине, особенно сильные мира сего, то не было бы той разрухи и неустроенности, которая наблюдается повсеместно в регионах…
Читать далее...Проклятая война
..Будем помнить её всегда.
Лишила детства нас она.
Главное, чтобы не повторилась никогда…
«ДЯДЯ, А ТЫ НЕ ОБМАНЫВАЕШЬ?..»
Я, Соловьёв Михаил Артемьевич, родился в Могилевской области Горецкого района в деревне Михайловичи. В лагерь попали в 1942 году вместе с матерью. Мама была в партизанском отряде связной. Кто-то доложил на неё в комендатуру. Маму арестовали, долго допрашивали, сильно били, ломали пальцы, пробили голову. Вскоре нас отправили в лагерь под город Шклов вблизи деревни Окунёвка….
Читать далее...