Маршрут особого назначения
Нам дороги эти позабыть нельзя!
Поклонная гора (Москва) – комплекс «Партизанская поляна» и мемориал «Хацунь» (Брянская область) – поселок Красный берег – Гомель (Беларусь). Таковы дороги, по которым недавно проследовали участники памятной акции – бывшие несовершеннолетние узники нацизма из Москвы, Подмосковья, а также ветераны армии и правоохранительных органов.
Организаторам этого Маршрута Памяти выступили Общероссийское движение «Сильная Россия» (председатель Антон Цветков) во взаимодействии с Международным союзом бывших малолетних узников фашизма Николаем Махутовым.
Николай Андреевич так охарактеризовал цель данной общественно-политической акции:
«Это возможность еще раз рассказать миру об ужасах фашизма. Наше детство было искалечено ужасами немецких концлагерей, пытками, голодом, смертями близких, и сегодня мы хотим, чтобы дети, молодежь знали об этом и передали это своим детям».
За многочасовые переезды было время поговорить о многом (три дня и две ночи, примерно 1500 км.). Практически не остывал микрофон в автобусе – его любезно предоставлял желающим сопровождавший нас обаятельный Валерий Юрьевич Степанов, сотрудник «Офицеров России», в недавнем прошлом – сам офицер. Так что получился своего рода круглый стол на колесах. А доступ к микрофону был свободным.
Выступавшие сменяли друг друга. Это люди в большинстве своем уже преклонного возраста. Они, чье детство уничтожил нацизм, поведали о многом. Но и многое узнавали сами участники акции. На пути в Гомель вспомнили полководцев, которые со своими бойцами освобождали нацистские концлагеря, спасли нас маленькими детьми. Битва за Гомель, с которой началось освобождение Советской Белоруссии — выдающийся подвиг Красной Армии и партизан. Гомельчане свято помнят о героях минувшей войны. Их именами названы улицы города. Вечный огонь, памятники и обелиски в парках, на улицах и скверах напоминают о ратном подвиге воинов-освободителей (До войны Гомель насчитывал 140 тыс. жителей, а после освобождения — 15 тысяч!) Некоторые члены делегации побывали в здании вокзала Гомеля.
И были удивлены простым и гениальным решением железнодорожников в канун 75-летия освобождения Белоруссии: на опорах каждой ступени красивой лестницы, ведущей наверх, обозначены названия и даты освобождённых городов Гомельской области. Фоном служат пятиконечные звёзды. Все входящие разумом и душой впитывают эту информацию. Сделано просто, ненавязчиво и достойно.
За вокзалом есть длинная улица, носящая имя командующего Центральным фронтом К.К.Рокоссовского. Фронт тогда уже стал Белорусским. В одном из обычных деревянных домов разместилась его оперативная группа (есть мемориальная доска с барельефом маршала – внизу всегда лежат живые цветы). Здесь тогда уточнялся и дополнялся один из этапов «Операции Багратион» – по освобождению всей Советской Белоруссии. Земли, на которой родилась и мать маршала Рокоссовского. По просьбе коллектива Гомельского пединститута он распорядился в качестве подарка выделить им для ведения своего хозяйства 4 электромотора, 3 автомашины, 5 лошадей с упряжью и оконное стекло. Его бойцы помогут отремонтировать сельхозинвентарь, засеять колхозные поля. Они же помогли оборудовать детские учреждения, обеспечив ребят питанием, одеждой и постельными принадлежностями. Для сирот был открыт детский дом, которому дали имя Рокоссовского. Так что отнюдь не случайно в январе 1967 года К.К.Рокоссовский будет удостоен звания почётного гражданина г. Гомеля.
Алеша и «Три сестры»
Участники поездки услышали рассказ о необычной судьбе священнослужителя Русской православной церкви. Это отец Илий, в детстве Алёша Ноздрин. Он родился 8 марта 1932 года на Орловщине. При крещении малыша нарекли в честь Алексия, человека Божия. Он помнит, что молиться начал с трёх лет.
Пройдут десятилетия, и бывший деревенский мальчишка станет личным духовником патриарха Московского Кирилла. Но это уже иное время, иная строка в биографии служения отца Илия. Об этом можно было бы рассказать отдельно, но перед открытым микрофоном акцент был сделан на его военном детстве. В годы фашистской оккупации он увидел однажды у въезда в свою деревню, как пьяные гитлеровские офицеры, захлопывая дверцу машины, что-то обронили в снег, и автомобиль уехал.
Алёша подобрал выпавший планшет с оформленными картами и пошёл домой по рельсам, а не через выставленные посты. В хату, где топилась печь, заскочил пленный советский офицер. Алёша сразу же показал ему находку. Взглянув на карту, он понял её ценность: на карте были обозначены все огневые позиции немецких войск в этом районе. Пленный вынул бумаги, а планшет бросил в огонь. Позднее этот офицер, судя по всему, доставил карту через линию фронта. И она попала в штаб Центрального фронта генералу Константину Рокоссовскому. Карта помогла нашим артиллеристам во время начавшихся вскоре боёв. А Алёша в некоторых документальных источниках фигурировал как «пацан».
Но и это еще не конец рассказа, прозвучавшего в нашем автобусе. Уже в наше время отец Илий принимал в своей резиденции дочь маршала Надежду Константиновну с мужем. И подробно рассказал эту историю, нарисовав схему своего тогдашнего маршрута с найденной планшеткой…
Участники спецмаршрута Памяти побывали у выразительного мемориала на стыке трёх бывших советских республик: РСФСР, Белоруссии и Украины.
Это монумент Дружбы на стыке Гомельской, Черниговской и Брянской областей. В советский период на протяжении полувека он был символом единения трех братских славянских народов – белорусского, русского и украинского. Люди до сих пор вспоминают проходивший здесь международный фестиваль «Славянское единство». Здесь много лет встречались бывшие партизаны и подпольщики, а потом и их дети. Так что не зря это место добрых встреч и, образно говоря, очага Памяти обрело имя «Три сестры». Монумент в хорошей сохранности, и это не может не радовать.
Перед открытым микрофоном седые дети войны говорили о дорогой их сердцу мемориальной композиции – единственной такого рода в Европе, где на граните высечены скорбные цифры погибших советских детей. Она установлена и освящена возле храма Михаила Архангела в районе Тропарево Западного округа Москвы, настоятелем которого вот уже многие голы бессменно служит наш духовный наставник отец Георгий. Но время не щадит даже гранит, теперь буквы и цифры надо обновлять. А со средствами пока – пауза. Ну что ж, будем по рублику собирать сами. Это святой долг перед теми нашими сверстниками, кто «пеплом долетел до рая» из фашистских крематориев.
«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мёртвых» (Рокоссовский).
Возник разговор и о памятнике советскому полководцу – И.С.Коневу в чешской столице Праге, который осквернили поклонники «теней прошлого». А ведь маршал освобождал Освенцим! Жертвы нацизма выразили свою солидарность с дочерью легендарного военачальника Наталией Коневой. Позднее эти свидетельства солидарности под названием «Боль души» были переданы и Наталии Ивановне, и от правлены в посольства Чехии и Словакии в Москве.
Послание из сорок третьего года
Особо следует отметить, что участники поездки одобрили и приняли этот документ на территории бывшего лагеря смерти «Красный Берег». Это у одноименного посёлка в двадцати километрах от небольшого города Жлобин, что в Гомельской области. О созданном здесь мемориальном комплексе и наших впечатлениях о нем хотелось бы рассказать подробно. «Детям, которые прошли фашистский ад». В этих словах отражена скорбная идея мемориала. Его создал скульптор Леонид Левин, который в 1960‑х гг. участвовал в создании комплекса скорби во всемирно известной Хатыни – одной из 628 белорусских деревень, уничтоженных оккупантами вместе с жителями.
Основной фрагмент композиции – памятник… школьному классу. Памятник необычный, в виде школьных парт в окружении живых яблонь. Но из детей, которым этот памятник посвящён, за эти парты уже никто и никогда не сядет. Как и их не родившиеся дети и внуки. Белые, подобно белорусским яблоням в цвету, парты – дань памяти 1990 ученикам, встретившим свой последний час в немецком детском концлагере. Он один из четырнадцати, созданных оккупантами на временно оккупированной белорусской территории. Цель – выкачивать детскую кровь для раненых солдат и офицеров вермахта.
Изуверы в белых халатах руководствовались указанием Гиммлера: «Где бы на Востоке вы ни нашли ценную кровь – либо изымите ее, либо уничтожьте». Выполняя это дьявольское указание рейхсфюрера СС, оккупанты свозили в Красный Берег детей из Гомельской, Могилёвской, Минской областей Белоруссии; из Смоленской, Брянской областей России. А ещё – из Украины, Прибалтики…
Делалось это на «научной основе»: кровь забирали главным образом у славянских ребятишек, подвешивая их под мышки и сильно сжимая при этом грудь. А чтобы кровь не сворачивалась, с помощью шприца вводили под кожу специальный препарат. При этом на ступнях ног её обрезали или делали глубокие надрезы, откуда кровь стекала в специальные сосуды. Тех, кто, не выдержав этих варварских процедур, погибал, увозили и бросали в огромный костёр, разложенный в виде фашисткой свастики.
Но некоторым детям «повезло»: их увозили в рейх и кровь для раненых офицеров и солдат вермахта забирали уже там. Архивные данные свидетельствуют: из Красного берега оккупанты вывезли в Германию без малого 2000 детей.
Для концлагеря отбирали детей в возрасте от 8 до 14 лет. Именно в этот период происходит самое активное гормональное развитие, а кровь – самая чистая. Больше брали у девочек – первая группа крови и положительный резус-фактор чаще всего встречались именно у них.
…На обратной стороне классной доски, что перед рядами белых школьных парт, – карта Белоруссии, в которой были уничтожены 13 тысяч школ, заменённых детскими гетто, где маленьких узников обрекали на медленную смерть после насильственного забора крови для немецких военных госпиталей.
А на школьной доске – прощальное письмо школьницы Кати Сусаниной, адресованное отцу, офицеру Красной Армии Петру Сусанину. Текст вмонтирован по предложению известнейшего писателя-фронтовика Василя Быкова. Вот фрагменты из письма девочки:
«Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийцев! Это завещание твоей умирающей дочери. О маме. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы не запугаете меня. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил…
Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы. Мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Кашляю кровью.
А помнишь, папа, когда два года назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: «Расти, доченька, большой – нам на радость». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.
Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит – письмо дойдет. 12 марта 1943 года».
Фигурка девочки встречает и провожает всех, кто приезжает сюда, в Красный Берег. Встретила она и нас… Местные историки и краеведы считают, что своим необычным названием Красный Берег обязан саду, когда-то выращенному здесь ботаником Незведским. Сад необычный: в нем прижились завезённые из дальних краёв китайские яблони, облитые по весне красными цветами.
А бронзовая девочка? Она стоит на маленьких красных камешках. Нет, это не символика яблоневого сада, пережившего войну. Красные камешки – это капли детской крови. Руки девочки устремлены к небу – будто туда, в небесную синь, стремится улететь ей израненная душа. «И кто-то пеплом долетел до рая…» – вспомнилась строка из стихотворения бывшей узницы.
Символ чистого, мирного, но потом уничтоженного детства – одна из скульптурных композиций в виде белого кораблика. Дети делали такие из тетрадного листка. А этот кораблик встал у Красного Берега на свою последнюю – вечную – стоянку. У Берега Памяти… На белых парусах – имена погибших в лагере детей. Арина, Вера, Зоя, Марина, Настя, Оля, Сима, Аркаша, ВитяБ Петя, Олежка, Тёма… Они значились в найденных лагерных документах.
Сегодня этими именами нередко называют своих детей люди, приезжающие в Красный Берег из разных стран Европы. Потому что их потрясает то, что они узнали и увидели. А узнали гости из благополучной Западной Европы, в том числе и из Германии, в частности, о том, что в годы гитлеровского вторжения оккупанты уничтожили на территории республики в концлагерях, в карательных операциях, в боях с партизанами 167 тысяч детей. Но память о детях, кто «пеплом долетел до рая», будет жить.
Положив цветы к подножию бронзовой девочки, вознесшей руки к небу у Красного Берега, мы не могли не думать о красных камешках – капельках детской крови. Это предупреждение и напоминание живущим сегодня…
С надеждой и верой
Всех нас переполняли не только эмоции от увиденного и услышанного, но и чувства благодарности организаторам акции. В отдельной тетради участники поездки оставили благодарственные записи. Вот только некоторые фрагменты из них.
«Маршрут памяти – 2019» замечательно задуманная и реализованная акция, посвящённая 75-летию освобождения братских народов Белоруссии, России и Украины в 1944 году.
Площадь партизан, Партизанская поляна, Хацунь, стела «Дружба народов», мемориальный комплекс «Красный Берег» на месте детского концлагеря – точки на этом маршруте. Святое дело «Офицеров России» и «Сильной России» продолжается.
Президент МСБМУ Н.А.Махутов, Москва».
Письма
«Общероссийской организации «Офицеры России»
Общероссийскому движению «Сильная Россия»
Спасибо! Спасибо! Спасибо! Верим! Надеемся! Живём!
Председатель Совета МГО «РСБНУ» З.П.Лашук, Москва».
Очень тронуты пребыванием на героической Партизанской поляне близ Брянска. Наша самая искренняя благодарность за сохранение памяти обо всех людях – от мала до велика, отстоявших нашу жизнь и свободу. Светлая им Память на века!
Т.П.Фомина, узница концлагеря Освенцим; М.А.Поварова, узница концлагеря в Прибалтике (Литва). Пушкино, Московская область.
Благодарим организаторов поездки по памятным местам Брянщины и Белоруссии!
Кузина Н.К., Майорова В.Л., Жукова Т.В. Серпухов.
С болью, со слезами на глазах мы посетили мемориал «Партизанская поляна». Большая благодарность экскурсоводу за её глубокое знание той трагедии, которая произошла в годы оккупации фашистами г. Брянска.
Анохин В.М.,Алексеева М.Н., г.Химки, Московская область.
Благодарим за чёткую и продуманную организацию поездки: Брянск – Партизанская поляна – Хацунь – Гомель – Красный Берег. Это конкретная реализация идеи формирования и сохранения национальной памяти и национального сознания, включающей память о войне 1941-45гг.
Группа из Москвы.
…
Эти слова, идущие от сердца, – лучшие свидетельства успеха патриотической акции. Хочется верить, что инициативы и общественно-патриотические проекты Общероссийского движения «Сильная Россия» найдут достойное продолжение в его планах и делах в преддверии 75-летия Великой Победы.
Владимир Рощупкин,
Александр Урбан,
участники Маршрута Памяти.
Фото авторов и из открытых источников
Другие статьи по теме:
Всероссийский конкурс «МЫ ЕЩЁ ЖИВЫ!». Республика Бурятия. Село Зарубино
Номинация: ДЕТИ ВОЙНЫ
Краеведческий музей «Исток», МБОУ «Зарубинская ООШ»
Я АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА С ВАМИ…
4 апреля 2014г. № ОД-5/116 Уважаемый Александр Фролович! Спасибо за письмо. Я абсолютно согласна с Вами в том, что в основе патриотизма заложена генетическая память о своих предках. Если бы все любили и заботились о своей малой родине, особенно сильные мира сего, то не было бы той разрухи и неустроенности, которая наблюдается повсеместно в регионах…
Читать далее...Дети войны – детям мира: кровное дело
Евгений Гришин
«Я, сын отца, пропавшего без вести, призываю российские власти воздать должное героизму советских солдат, признать пропавших без вести погибшими на Великой Отечественной войне и принять соответствующий закон…
Музыкальные вечера в Дахау — Василий Лифинский
Моему отцу и его боевым товарищам, погибшим и выжившим.
Мы всё помним, никто не забыт и
ничто не забыто. Простите нас,
что не уберегли ваши памятники
в освобожденной вами Европе, пропитанной вашей кровью и удобренной пеплом ваших тел, сожженных
в печах концлагерей…
Война прошлась кровавой колесницей
«Лишь тот узнает все блаженства жизни, кто сам у края пропасти стоял»
М. Круг