Анкета. Война глазами детей

Тем, кто хочет знать историю своей семьи и передать память о прошедших событиях потомкам

Анкета адресована людям, чье детство пришлось на годы войны (1927-1945 гг. рождения) и тем, кто организует сбор сведений об их жизни в военные и послевоенные годы.

Цель акции: сохранить для потомков (прежде всего для внуков и правнуков) память о героических и трагических событиях прошедшей войны в печатном виде или в аудиовидеозаписи.

Дети войны — последние живые участники и свидетели тех далеких событий. Они несут в себе бесценную информацию о пережитом. Редкие встречи с ними школьников отличаются особой атмосферой доверия. Ведь в детской памяти запечатлеваются порой невероятные детали, которые проходят стороной у взрослых. Роль детей войны в патриотическом воспитании подрастающего поколения бесценна. И эта роль впредь будет возрастать еще больше по мере ухода из жизни людей старшего поколения, фронтовиков и тружеников тыла. Общение молодежи с детьми войны — это эстафета генетической памяти поколений: «Дети войны — детям мира».

Воспитание любви к Родине начинается в семье. Родители, родственники, родина — однокоренные слова. Знание своих корней, своих родственников, участников исторических событий, происходивших в нашей стране — важнейший элемент патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведь то, что стало автобиографическим фактом, остается навсегда в долговременной памяти, придает сильную эмоциональную окраску тому, что ребенок узнает из учебников, прочитанных книг и фильмов. Эти факты осмысливаются потом по мере взросления и накопления новых сведений о далеких событиях.

Поставленные вопросы — это канва, ориентиры, подсказки. Они могут быть изменены. Ответы на них могут быть как короткими, так и в виде обширных повествований. Это могут быть собственные воспоминания, или воспроизведение рассказов ушедших из жизни родственников и знакомых, переживших войну.

  1. Где жила Ваша семья, когда началась война.
  2. Состав семьи и род занятий членов семьи.
  3. Как узнали, что началась война. Как было воспринято Вами, членами семьи, знакомыми сообщение о нападении Германии на нашу страну.
  4. Как провожали на фронт близких родственников, соседей, знакомых.
  5. Какие вести приходили с фронта. Письма-треугольники со штампами «Полевая почта» и «Проверено военной цензурой», «похоронки». В каких сражениях принимал участие ваш родственник, его боевой путь.
  6. Жизнь в тылу. В каких условиях учились: занятия в три смены, так как в школах размещались госпитали; холод (замерзали чернила в «невыливашках»); дефицит учебников и бумаги (писали на обоях или обороте старых квитанций); работа школьников на колхозных полях, дежурства в госпиталях. Характерные черты военного быта: как питались (продуктовые карточки и их «отоваривание», ночных очередях с номерами химическим карандашом на ладони или мелом на спине); сбор колосков и «тошнотиков», лебеды и щавеля; одежда и обувь от старших сестер и братьев; походы из города в села для обмена вещей на продукты и др.
  7. Жизнь на оккупированной врагом территории. Первая встреча с оккупантами. Как прятали от немцев молодежь, скот, продовольствие. Как выживали в местах, где активно действовали партизаны. О предателях из своих (полицаи, старосты). Жизнь в блокадных городах (Ленинград, Сталинград, Одесса, Севастополь и др.), в прифронтовой полосе.
  8. Фашистские концлагеря, гетто, тюрьмы, пересыльные лагеря и карантины. Что пережили узники фашизма.
  9. Как встречали День Победы, вернувшихся с войны воинов. Что они рассказывали о пережитом на войне, о сражениях на фронтах, в партизанских отрядах.
  10. Жизнь в послевоенные годы. В каких условиях учились, первая специальность и место работы. Продвижение по службе и работе.
  11. Какие сохранились материалы об участии членов семьи в Великой Отечественной войне и их жизни в послевоенный период (награды, письма, фотографии, воспоминания и т.д.).

 

От составителя анкеты

Вопросы анкеты основаны на воспоминаниях автора о своем военном и послевоенном детстве, многолетнем опыте работы с молодежью, издании трех книг воспоминаний товарищей по военной судьбе — бывших малолетних узников фашизма.

Собранные материалы предназначены, прежде всего, для семейного пользования. С ними должно быть ознакомлено младшее поколение семьи. К этим материалам надо возвращаться в памятные даты Великой Отечественной войны, в дни рождения и ухода из жизни участников войны.

Наиболее информативные, красочно оформленные материалы (их ксерокопии) могут быть переданы в школьные или краеведческие музеи.

Автор надеется, что найдутся энтузиасты, кто возьмет на себя труд обобщить собранные материалы и написать книги.

А.Ф.ШУРАЕВ,

заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук

Кемерово

Телефон 36-33-89

Другие статьи по теме:

Дневник событий программы «Место встречи: диалог». Апрель 2014 года

Более двадцати организаций  в разных концах России реализуют  проекты уникальной, программы. Проекты разные, но их  объединяет общая  направленность на то, чтобы в жизни пожилых людей, детьми переживших войну,  прибавилось тепла человеческого общения, заботы и любви. Я думаю, что эти простые слова выражают, по большому счету, формулу человеческого счастья. Человек не бывает по-настоящему счастлив, если  не…

Читать далее...

СУМЕЛИ ИСТИНУ ДОНЕСТИ

В преддверии 11 апреля – Международного  дня освобождения узников фашистских концлагерей ученики 7 «А» класса МБОУ «Средней общеобразовательной  школы № 15» г.Калуги встретились с бывшими малолетними узниками. Ребята внимательно выслушали воспоминания о военном времени. Филатова В.Н., Ищенко Л.А., Бошмакова А.В., Павлова К.С., Лукьянова Н.Г. — седые дети войны, они не могли сдержать слез. Встреча прошла…

Читать далее...

Жертвы нацизма чествуют протоиерея

Торжество Благочинного храмов Михайловского округа г. Москвы протоиерея Юрия Студенова состоялось в Каминном зале Братского корпуса (храм Архистратига Михаила в Тропареве, Патриаршее подворье). По ходатайству Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» (РСБНУ)  Настоятель Храма  награждён  Почётным знаком Российского государственного  военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации «За активную работу по патриотическому…

Читать далее...

СКАТЫВАНИЕ К ФАШИЗМУ?

Что происходит на глазах поколения, жестоко пострадавшего от преследований нацистов В  Минске 27-29 мая с.г. состоялась научно-практическая конференция, посвященная  70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Инициатором и организатором мероприятия выступили Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В работе конференции приняли участие депутаты Национального Собрания РБ и Федерального Собрания РФ, ответственные сотрудники секретариата Парламентского Собрания Союза РБ…

Читать далее...

Дневник событий программы «Место встречи: диалог». Март 2014 года

По инициативе ООН  11 апреля установлен как «Международный день освобождения  узников  фашистских концлагерей». В этот день, 11 апреля  1945 года, узники Бухенвальда подняли восстание, захватили более 800 солдат вермахта и удерживали их в течение двух суток до подхода войск союзников. Именно эти люди  были  выжившими свидетелями на Нюрнбергском процессе.  Они свидетельствовали  от лица  миллионов  узников…

Читать далее...
Translate