Анкета. Война глазами детей

Тем, кто хочет знать историю своей семьи и передать память о прошедших событиях потомкам

Анкета адресована людям, чье детство пришлось на годы войны (1927-1945 гг. рождения) и тем, кто организует сбор сведений об их жизни в военные и послевоенные годы.

Цель акции: сохранить для потомков (прежде всего для внуков и правнуков) память о героических и трагических событиях прошедшей войны в печатном виде или в аудиовидеозаписи.

Дети войны — последние живые участники и свидетели тех далеких событий. Они несут в себе бесценную информацию о пережитом. Редкие встречи с ними школьников отличаются особой атмосферой доверия. Ведь в детской памяти запечатлеваются порой невероятные детали, которые проходят стороной у взрослых. Роль детей войны в патриотическом воспитании подрастающего поколения бесценна. И эта роль впредь будет возрастать еще больше по мере ухода из жизни людей старшего поколения, фронтовиков и тружеников тыла. Общение молодежи с детьми войны — это эстафета генетической памяти поколений: «Дети войны — детям мира».

Воспитание любви к Родине начинается в семье. Родители, родственники, родина — однокоренные слова. Знание своих корней, своих родственников, участников исторических событий, происходивших в нашей стране — важнейший элемент патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведь то, что стало автобиографическим фактом, остается навсегда в долговременной памяти, придает сильную эмоциональную окраску тому, что ребенок узнает из учебников, прочитанных книг и фильмов. Эти факты осмысливаются потом по мере взросления и накопления новых сведений о далеких событиях.

Поставленные вопросы — это канва, ориентиры, подсказки. Они могут быть изменены. Ответы на них могут быть как короткими, так и в виде обширных повествований. Это могут быть собственные воспоминания, или воспроизведение рассказов ушедших из жизни родственников и знакомых, переживших войну.

  1. Где жила Ваша семья, когда началась война.
  2. Состав семьи и род занятий членов семьи.
  3. Как узнали, что началась война. Как было воспринято Вами, членами семьи, знакомыми сообщение о нападении Германии на нашу страну.
  4. Как провожали на фронт близких родственников, соседей, знакомых.
  5. Какие вести приходили с фронта. Письма-треугольники со штампами «Полевая почта» и «Проверено военной цензурой», «похоронки». В каких сражениях принимал участие ваш родственник, его боевой путь.
  6. Жизнь в тылу. В каких условиях учились: занятия в три смены, так как в школах размещались госпитали; холод (замерзали чернила в «невыливашках»); дефицит учебников и бумаги (писали на обоях или обороте старых квитанций); работа школьников на колхозных полях, дежурства в госпиталях. Характерные черты военного быта: как питались (продуктовые карточки и их «отоваривание», ночных очередях с номерами химическим карандашом на ладони или мелом на спине); сбор колосков и «тошнотиков», лебеды и щавеля; одежда и обувь от старших сестер и братьев; походы из города в села для обмена вещей на продукты и др.
  7. Жизнь на оккупированной врагом территории. Первая встреча с оккупантами. Как прятали от немцев молодежь, скот, продовольствие. Как выживали в местах, где активно действовали партизаны. О предателях из своих (полицаи, старосты). Жизнь в блокадных городах (Ленинград, Сталинград, Одесса, Севастополь и др.), в прифронтовой полосе.
  8. Фашистские концлагеря, гетто, тюрьмы, пересыльные лагеря и карантины. Что пережили узники фашизма.
  9. Как встречали День Победы, вернувшихся с войны воинов. Что они рассказывали о пережитом на войне, о сражениях на фронтах, в партизанских отрядах.
  10. Жизнь в послевоенные годы. В каких условиях учились, первая специальность и место работы. Продвижение по службе и работе.
  11. Какие сохранились материалы об участии членов семьи в Великой Отечественной войне и их жизни в послевоенный период (награды, письма, фотографии, воспоминания и т.д.).

 

От составителя анкеты

Вопросы анкеты основаны на воспоминаниях автора о своем военном и послевоенном детстве, многолетнем опыте работы с молодежью, издании трех книг воспоминаний товарищей по военной судьбе — бывших малолетних узников фашизма.

Собранные материалы предназначены, прежде всего, для семейного пользования. С ними должно быть ознакомлено младшее поколение семьи. К этим материалам надо возвращаться в памятные даты Великой Отечественной войны, в дни рождения и ухода из жизни участников войны.

Наиболее информативные, красочно оформленные материалы (их ксерокопии) могут быть переданы в школьные или краеведческие музеи.

Автор надеется, что найдутся энтузиасты, кто возьмет на себя труд обобщить собранные материалы и написать книги.

А.Ф.ШУРАЕВ,

заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук

Кемерово

Телефон 36-33-89

Другие статьи по теме:

Благотворительный центр «Хасдей Нешама» собирает невыдуманные истории. «ЭЙ ТЫ, НЕДОСТРЕЛЁННЫЙ!..»

Эпизод из жизни избежавших казни Тулячка Маргарита Альбертовна Орлова (девичья фамилия Лусс) родилась 2 августа 1939 в местечке Ильино Ильинского района Смоленской области. Её мать Фаина Давыдовна происходила из еврейской фамилии Фарбер  (она была распространена и в Туле). Отец Альберт Егорович Лусс был чистокровным латышом. До войны семья жила в Калинине (до 1931 и с…

Читать далее...

НЕ СГОРЕЛ!

Здравствуй, «Судьба»! Обращается к Вам житель д. Звизжи Калужской области Дзержинского района п/отд Звизжи с просьбой опубликовать в нашей газете «Судьба» статью «Возмездие» о наших многострадальных жителях села Вздружное Брянской обл. Навлинского района Вздружнинского с/совета. Почему так поздно? Немного опишу про свою судьбу. На похоронах нашей мамы в 2001 году мне рассказали мои старшие сестры,…

Читать далее...

И ОСТАЛСЯ ОДИН

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ Сегодня день освобождения узников из фашистского плена — 11 апреля и я решил Вам написать письмо, в котором хочу поблагодарить Вас и Ваш коллектив за то, что Вы делаете для нас. Я родился в 1936 году под Ленинградом, в городе Пушкин. Как вы знаете, город Пушкин был в руках немцев. Наш дом находился…

Читать далее...

ИНФОРМАЦИЯ О международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей – бывших узников фашистских концентрационных лагерей»

Прошу сообщить условия участия в Международной конференции в г. Иркутске. По поручению Совета ветеранской организации бывший несовершеннолетний узник фашистского концлагеря Петров Лев Николаевич. Воронеж Уважаемый Лев Николаевич! В рамках мероприятий, проводимых в Иркутской области в 2014 году в связи с днями воинской славы России, памятными датами России и работы с ветеранами,  по инициативе Иркутского объединения…

Читать далее...

Дневник событий программы «Место встречи: диалог». Март 2014 года

По инициативе ООН  11 апреля установлен как «Международный день освобождения  узников  фашистских концлагерей». В этот день, 11 апреля  1945 года, узники Бухенвальда подняли восстание, захватили более 800 солдат вермахта и удерживали их в течение двух суток до подхода войск союзников. Именно эти люди  были  выжившими свидетелями на Нюрнбергском процессе.  Они свидетельствовали  от лица  миллионов  узников…

Читать далее...