Моя судьба

Выступление члена Центрального Совета Международного союза
бывших малолетних узников фашизма, проживающей в Софии (Болгария) А.М. ТОШЕВОЙ (София, Болгария)


 

Уважаемые участники конференции!
Добрый Вам день, здравствуйте!
Я благодарю всех по чьей инициативе состоялась наша встреча, иркутского губернатора Сергея Владимировича и спикера Людмилу Михайловну за прекрасную, незабываемую конференцию, за теплый прием, за приглашение! Я счастлива, что опять вместе с вами!
Проведение этой конферeнции как никогда актуально. Сегодня Украина наша общая боль. Тысячи невинных жителей Восточной Украины погибли, лишились крова, разрушены школы, детские сады, храмы. И самое страшное: снова гибнут дети. Это бесчеловечно, это катастрофа нового века.
Связь с Украиной у нас неразрывная. Киев нас встречал всегда тепло и радушно. Разве можно забыть, когда на призыв «ДЕТИ ВОЙНЫ, ОТКЛИКНИТЕСЬ» в столице Украины собрались бывшие малолетние узники фашизма на свою первую Всесоюзную встречу 22 июня 1988 г. На берегах седого Днепра зародилось наше движение. А совсем недавно, в сентябре 2013 года, до событий на майдане, в том же Киеве мы отметили 25-летие нашего Союза. Гостеприимный и прекрасный Киев встречал и провожал нас снова. В который раз! Спасибо!
Один из экспонатов музея ”НЕПОКОРЕННЫЕ” в Киеве — моя кукла из 1944-го, которую я подарила музею на конференции МСБМУ в Москве в 2000 г. История этой куклы сугубо концлагерная. Мне, страждущей русской девочке, в душном лагерном бараке смастерила и подарила эту куклу сердобольная женщина-иностранка, такая же заключённая, как и я. Прошлой осенью я побывала в этом музее, встретилась со своей куклой. Спасибо, что в Киеве мою куклу сохраняют и берегут.
Всю жизнь я получала письма с адресом «СССР, Донецкая обл. г. Краматорск, ул. Димитрова, 77». Там жила моя родная тетя с мужем. Они прошли всю войну — от битвы за Москву и Пулковских высот до Германии. Они защищали всех нас.
Нет оправдания бомбежкам мирных городов и убийству детей сегодня.
Мы, последние свидетели Великой Отечественной… Мы несем живую память о войне. Сегодня, прямо сейчас, мы свидетели новой братоубийственной войны. И мы собрались здесь, чтобы еще раз сказать: “Нет фашизму! Нет!”.
У нас по разному сложилась жизнь после войны. Но всех нас объединяет в одну семью ненависть к фашизму, наше голодное детство за колючей проволокой фашистских лагерей.
Война нас убивала! Память о войне убивает всю мою жизнь.
Из нашей семьи с войны не вернулось трое. Двое в составе Белорусского фронта дошли до Германии и, к счастью, остались живы.
В нашем международном союзе — МСБМУ — я с мая 1995 г. Чуткое, внимательное отношение друг к другу, к судьбе товарища, самая замечательная черта нашего членства. Поскольку тема конференции „Война глазами детей”, я очень коротко расскажу о событиях, которая сломала жизнь нашей семьи.
Я родилась в Псковской области за 2 месяца до начала войны. Уже в июле 1941 г. наша область была оккупирована. Мама, спасаясь от немцев, со мной на руках, вместе с другими односельчанами ушла в лес. Мы прятались в землянке до ноября 1941 г.Трудно представить, как с грудным ребенком мама выжила в лесу, в землянке.
С наступлением холодов пришлось вернуться в деревню. Началась жизнь под немцами.
В 1942 г. мама вышла на связь с партизанами. По их заданию выполняла различные поручения, передавала в лес медикаменты, перевязочные материалы. Однажды, по доносу предателя, маму арестовали и увезли в тюрьму в городе Порхов. А затем был Саласпилс и другие лагеря. Таким образом в полтора года я осталась одна, оказавшись в семье врача местной больницы. В 1943 г. семью Серафимы Сергеевны угнали в Германию. Вместе с ней оказалась и я.
Мне говорят, а что ты можешь помнить в таком возрасте? К счастью, я помню не все, но многое врезалось в память на всю жизнь. И тяжело жить с такой памятью. Страшно было во время бомбежек и когда приходили немцы в вагон. Спали на полу на соломе, было холодно и очень хотелось пить и есть. А потом „погибла”, моя единственная кукла, помню, как на какой-то станции я ее хоронила. Было мне тогда около 3-х лет, но почему-то это очень запомнилось.
В фашистском лагере у г.Любек, на севере Германии, прошло полтора года моего “детства” (по немецким архивным данным). Бараки, нары и голод. В поисках пропитания женщины посылали детей на помойку. Мы прятали тухлую рыбу под одежду и отдавали взрослым. Помню, что время от времени нас переводили в более чистые бараки, но я не знаю зачем.
Война для меня закончилась только 25 мая 1945 г. В этот день нас отправляли на Родину.
Серафима Сергеевна, эта благородная женщина, привезла меня в Псковскую область и сообщила родителям мамы, которые проживали на Вологодчине, что я жива, и они могут за мной приехать. За мной приехали. Больше года родные меня выхаживали, ограничивая в еде, а я собирала все объедки и прятала, а по утрам, когда бабушка топила печку, я вставала вместе с ней и просила хоть корочку хлеба.
С мамой мы встретились в конце 1945 г. Три года войны мама ничего не знала о судьбе дочери и мужа. Отец работал на Балтийском заводе в Ленинграде. Во время блокады он был ранен, умер в 1942 г., ему было 29 лет.
По рассказам соседей тело отца завернули в одеяло и оставили у подъезда – похоронная бригада подберёт. Пискаревское кладбище считаю местом захоронения своего отца.
На память об отце остались только несколько фотографий, да Мишка, которого он не успел мне подарить.
Мама по возвращении из концлагеря стала работать в сельском медпункте. Ее часто вызывали на допросы в НКВД, возвращалась измученная, но мне никогда ничего не рассказывала. Послевоенное детство в деревне было трудным. С семи лет мы уже работали в колхозе. Прополка, сбор колосков, уборка сена, картошки — все это была наша работа.
Закончив начальную школу в деревне, мне пришлось переехать в город, скитаться по чужим углам, чтобы окончить школу. Маме не разрешали жить в городе. Я не понимала, почему я опять должна жить без мамы, одна у чужих людей.
После 10 класса я почти четыре года работала на Череповецком металургическом заводе в лаборатории мартеновского цеха. Работа сменная. Когда поступила на заочное отделение института, с ночной смены, что называется, не выходила. В 1963 г. перешла на очное отделени Московского энергетического института. В 1964 г. на деньги, заработанные на целине в составе студенческого строительного отряда, совершила путешествие от Целинограда до Иркутска через Барнаул, Омск, Красноярск, Новосибирск, останавливаясь в каждом из городов на день. Видела Байкал! Впечатлений — на всю жизнь. Я еще раз благодарю всех за приглашение на конференцию, за возможность встречи с Байкалом через 50 лет.
Огромная моя благодарность Представительству «Газпром» в Болгарии за билет до Иркутска .
Уже много лет я живу в Болгарии. Работала в энергетике, внедряла вычислительную технику во многих городах этой замечательной страны. Здесь сегодня проживают 65 ветеранов Великой Отечественной войны. Участники боевых действий, блокадники, узники, работники тыла не забывают того, что было. Внимание и поддержку нам оказывают Посольство Российской Федерации, Дом Москвы, Русский клуб, Федерация соотечественников, русские фирмы. В наши святые праздники 9 мая, день снятия блокады Ленинграда и Международный день освобождения узников фашистских лагерей 11 апреля нас приглашают в школы. Порой мы бываем в других городах Болгарии и рассказываем , как жестока война, как надо беречь мир. Каких-либо льгот и привилегий со стороны болгарского государства мы, к сожалению, не имеем.
Спасибо за внимание. Желаю всем здоровья, заботы и любви родных и близких, мирного неба, чтобы у всех наших детей, внуков и правнуков было счастливое детство.

Другие статьи по теме:

Германский Федеральный фонд «Память, ответственность и будущее» работает в России

15 некоммерческих организаций из разных городов России победили в открытом конкурсе Программы «Место встречи: диалог» в 2014 г. Победителями Конкурса стали следующие организации: 1. Северо-западная межрегиональная Общественная организация евреев-инвалидов бывших узников фашистских концлагерей и гетто (ОБУКГ) Проект: «Волонтеры золотого поколения. Взаимопомощь людей, пострадавших от национал-социализма». Руководитель проекта: Рубинчик Павел Маркович, 8(812)571-23-68, uznik2@inbox.ru Срок реализации проекта: сентябрь…

Читать далее...

Уникальный фонд в госархиве Бурятии

Из выступления начальника отдела справочно-поисковых средств и информатизации ГБУ «Государственный архив Республики Бурятия» (г. Улан-Удэ) Е.Ю. ШАПОВАЛА   Фонд газеты «Судьба» в Государственном архиве Республики Бурятия – это явление необычное, потому что содержит материалы единственного в мире издания жертв фашизма, которое выражает их интересы и имеет уникальный общественно-исторический характер. В июле 2007 г. документы газеты…

Читать далее...

Конференция «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей – бывших узников фашистских концлагерей»

C 1 января 2014 г. на территории Иркутской области действует Закон,

предусматривающий дополнительные меры социальной поддержки гражданам, которые в годы войны, будучи детьми и подростками, работали на заводах и фабриках, пахали и сеяли, строили железные дороги. Их воспоминания собраны в Сборник – совместный проект министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области и регионального отделения Союза пенсионеров России.

Читать далее...

Эхо Иркутска

Волгоград Думаю Вас заинтересует эта информация. 26 октября 2014 года у мемориала на месте концлагеря № 205 рядом с поселком Горьковский в Советском районе Волгограда состоится акция, посвященная памяти жертв немецких концентрационных лагерей для советских военнопленных, организованных на территории Сталинградской области. Мероприятие организовано Военно-историческим клубом «Пехотинец» при поддержке Администрации Советского района Волгограда и Волгоградской академии…

Читать далее...
Translate