Смерти вопреки

Судьба мальчика из Полесья


Str_2_2Михаилу Синькевичу по жизни выпала счастливая карта – в прямом и в переносном смысле. Дело его жизни – военная геодезия и картография. Окончил военное училище, гражданский вуз и академию, участвовал в разработке и создании единственного в мире военно-картографического поезда с уникальным цифровым печатным и спутниковым навигационным оборудованием. Михаил Ефимович продолжает трудиться в одном из московских оборонных НИИ в качестве главного специалиста. Недавно отметил своё семидесятипятилетие. Но ранняя заря жизни ветерана выглядела в ином раскладе

Начало весны 1944 года. Готовится решающая операция по освобождению Белоруссии. Лесисто-болотистая местность белорусского Полесья – не лучше направление для будущего крупного наступления, и наши войска пока не ведут там активных боевых действий. Но штаб 9-й армии вермахта (группа армий «Центр») это относительное спокойствие настораживает. После февральских боев на участке Озаричи – Паричи немецкое командование обеспокоено ненадежностью обороны на этом рубеже. Оно опасается наступления частей 65-й армии генерала П.И. Батова.

Командарму 65-й: доложили, что оккупанты спешно создали в прифронтовой зоне концлагеря, куда насильно согнали мирных жителей из Белоруссии, России и Украины. Зачем? Их узникам генералы вермахта уготовили участь живого щита. Концлагеря возведены по инициативе бывшего личного адъютанта Гитлера генерала Фридриха Хосбаха. Люди были намеренно заражены тифом и другими инфекционными болезнями. Им отводилась роль «живого бактериологического оружия».

…Мише Синькевичу не было и четырех лет, когда 5-6 марта 1944г. в хутор Булец, что в Глуском районе на Полесье (ныне это Октябрьский район Гомельской области) нагрянули немецкие солдаты и полицаи. Они приказали жителям взять с собой только самое необходимое и следовать на сборный пункт – якобы для медицинского обследования. Отец Миши, инвалид, заподозрил неладное. Но куда денешься под дулами винтовок? В пути полицай с одобрения гитлеровцев отобрал у отца дорогую для него вещь – скрипку. Отец пытался как-то смягчить ситуацию: «Пан, верни скрипку, вместе играть будем». «Ты у меня сейчас на верёвке заиграешь!».

Так Миша, его брат Гриша, сестры Аня, Надя, Оля вместе с отцом Ефимом Денисовичем и мамой Марией Лаврентьевной оказались в концлагере «Озаричи». Но лагерем это гиблое место можно было назвать условно: в других хоть бараки были. А тут – никаких построек, где можно было бы укрыться от ледяного ветра и снега. Костры разводить запрещалось, еды и воды не давали. На ночь матери собирали детей группами по 15 — 20 человек, укрывали чем могли. Питались же узники припрятанными женщинами в одежде семенами ржи, гречихи, пшеницы и проса. Сотни людей умирали ежедневно от холода и истощения.

…В ночь с 18 на 19 марта оккупантам пришлось оставить свои позиции.

По разминированным проходам из концлагеря вывели 33.480 человек. Из них – 15.960 детей в возрасте до 13 лет, в том числе 517 сирот. Там было также 13.072 нетрудоспособные женщины и 4.448 стариков, о которых немедленно позаботились военные медики. По приказу командующего 1-м Белорусским фронтом генерала К.К.Рокоссовского для спасения освобождённых было развернуто 25 военно-полевых госпиталей.

«Мы все благодарны судьбе и красноармейцам генерала Батова, что остались живы, – сказал Михаил Синькевич немецкому радиожурналисту на Поклонной горе в Москве. – Я был седьмой у матери. Она не оставила, выходила меня. Смерти вопреки! Мама всегда носила с собой иконку Казанской божьей матери. Может, нас Господь и сохранил».

Эти слова услышала по радио вся Германия. И кто знает, может, среди слушателей были и те, кто противостоял под Озаричами? Только к маю семья Миши лесными тропами вернулась в разоренный хутор Булец. Все, кроме него, переболели сыпным тифом и были крайне ослаблены – дом немцы разобрали на блиндажи. Грелись у костра, здесь же подсушивали грибы и лесную ягоду. Их и гречиху Ефим Денисович ранее предусмотрительно ссыпал в чугунки и закопал в лесу. Так и выжила вся семья. Потихоньку начали собирать из блиндажей то, что осталось от порушенной хаты. Спасибо местной власти – после войны всем пострадавшим жителям Белоруссии выписали лесоматериалы на восстановление жилья. Бесплатно!

Одно из памятных событий в жизни полковника в отставке, кандидата технических наук, члена-корреспондента Академии военных наук Михаила Синькевича – встреча с вдовой командарма Ниной Фёдоровной Батовой. Она подарила ему книгу «В походах и боях» со своей дарственной надписью. В ней дважды Герой Советского Союза, генерал армии Павел Иванович Батов, поведал и о неизвестных страницах спасения тысяч детей и их матерей из фашистского ада…

P.S. Судя по всему, выступление Михаила Ефимовича по радио в Германии было услышано. В марте 2015 года в г. Жлобине состоялась презентация новой книги об Озаричах. Собралась большая аудитория. И туда прилетели внук и правнук одного гитлеровского солдата, который участвовал в сооружении концлагеря. Прилетали, чтобы прилюдно покаяться за совершённое зло. Узнали правду о делах деда совсем недавно, когда того уже не было в живых.

Владимир РОЩУПКИН,
Александр УРБАН
Москва

Другие статьи по теме:

Неонацизм и фашизм – угроза миру!

Воззвание участников Международной встречи руководителей ветеранских организаций государств антигитлеровской коалиции, посвященной 70-летию Великой Победы над фашизмом в 1941-1945 годах Нынешнее поколение ветеранов войны хорошо знает, что такое война. Все они шли по ее трудным дорогам, близко видели смерть, ад фашистских лагерей. Огонь войны унес более 50 млн. человек, огромные материальные ценности, навсегда уничтожил многие памятники мировой культуры. До…

Читать далее...

Жертвы узнают своих палачей

Выступление А.А. УРБАНА – члена Совета Общероссийской общественной организации «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей» (РСБНУ), первого заместителя председателя РСБНУ на встрече руководителей ветеранских организаций антигитлеровской коалиции (27 марта 2015 г., г. Москва) — От имени актива общероссийской организации и её руководства, от имени всех людей, которые помогают жертвам фашистской неволи, выражаю искреннюю признательность…

Читать далее...

В порядке информации разрешите сказать…

ПЕРВОЕ. Уважаемые работники редакции газеты «Судьба»! Поздравляю Вас всех с Великим Праздником – 70-й годовщиной Великой Победы. Трудно представить, что не было бы газеты «Судьба». Кто бы вспомнил о нас, бывших узниках фашистских концлагерей, кто бы защитил, ободрил, поздравил? Живите долго и счастливо. Ваш читатель. ВТОРОЕ. С сожалением можно сказать, ни один из трех законопроектов…

Читать далее...

Вот такие пироги

ПРИСТУПАЯ к реализации проекта «Клуб «Бабушкины пироги» для бабушек (бывших узников фашизма) и их внуков», который реализуется в рамках благотворительной Программы «Место встречи: диалог», осуществляемой CAF России при поддержке Фонда «Память, ответственность и будущее», его авторы и координаторы даже не предполагали, к каким откровениям приведут воспоминания бывших концлагерников

Читать далее...

Уходят навсегда. Уходят в обиде

О горькой доле советских военнопленных РЕПАТРИАЦИЯ: КАК ЭТО БЫЛО Приезд офицера связи капитана Комарова в лагерь. Из воспоминаний бывших военнопленных шталага-326 Личный состав лагеря уже начал заниматься строевой подготовкой, уже залечивались раны нанесенные фашизмом в плену. Но бывших военнопленных волновал один вопрос – увидеть представителя Красной Армии, услышать слова представителя нашей любимой далекой Родины. Мы не смотрели на…

Читать далее...