Проводите нас достойно

Своего добиваемся только через суд

На похороны выживших в фашистском плену у государства нет денег

«В своём беззащитном детстве, брошенные на произвол судьбы, мы выжили! Так проводите же нас достойно в последний земной наш путь». Так начал своё обращение Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей к президенту и председателю правительства. Президентом тогда, в 2011 году, был Дмитрий Медведев, председателем, соответственно, Владимир Путин.  

Пятилетний узник

Ветеран «Звёздочки» Анатолий Васильевич Холмов сегодняшнего президента уважает за совпадение жизненных принципов: «Путин ценит в людях порядочность». Непорядочность, по мнению Анатолия Васильевича, играет свою роль в этой истории с памятью и долгом. В заводском совете ветеранов войны и труда Анатолий Васильевич – старший по группе тех, кто, как и он, в детстве оказались в плену. В живых их осталось девять человек. 8 марта умер Владимир Сергеевич Павлов. Он 30 лет работал на «Звёздочке» слесарем-монтажником. До этого служил подводником четыре года. Пацанёнком выжил в нацистском лагере. В июле 41-го, когда фашисты дошли до Пскова, их карательные отряды жгли все деревни вдоль железной дороги. И родную деревню Владимира сожгли. Выживших жителей – в пересылочный лагерь. А дальше – кому какая судьба, в любом случае страшная. Семье Павловых суждены были муки в дороге до немецкого города Потсдама, а потом – в лагере. Семья – это бабушка, мама, старший брат и пятилетний Володя. Лагерь был трудовой. И старший брат, тринадцатилетний Женя, работал. «Когда взрослые уходили на работу, в бараке мы оставались одни, – голод, холод и страх» Вот первые детские вспоминания Владимира Сергеевича. Ещё вспоминал, как маму чуть не расстреляли эсэсовцы, но ей повезло, а подругу её убили. У неё тоже было двое ребятишек. После освобождения вернулись домой. А дома нет – жили в землянках. Потом пришёл с войны отец, на которого приходила похоронка.

«Помним, гордимся…»

После похорон ветерана его дочь и старший по группе попытались добиться положенной компенсации похоронных расходов. Но ничего у них не получилось.  Дочка отступилась. Потому что это, наверное, унизительно. И после объяснений официальных лиц кажется бесполезным. Анатолий Васильевич продолжает не раз уже проигранную борьбу.

В редакцию «Вечёрки» он принёс стопку документов – книжечки законов, копии обращений в военные комиссариаты, городской и областной, в прокуратуры: военную, гражданскую и генеральную, в Министерство обороны. И ответные письма. Спросил у меня совета, может, ещё в Следственный комитет РФ написать в поисках порядочности?

Казалось бы…

22 августа 2004 года президент Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…». Статья 154 этого закона (пункт 8) даёт право «бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин» на «меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны». Прочтём статью 24 Закона «О ветеранах» «Оказание ритуальных услуг». В ней сказано, что расходы на погребение инвалидов войны (в том числе на установку памятников) «возмещаются за счёт средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны». Кажется, всё логично. Если на похороны инвалидов войны положена компенсация от Министерства обороны, то приравненным к ним бывшим узникам – тоже. Но это только кажется.

«Мозгокрутство»

Во всех ответах официальных лиц вывод один – не положено. Кто в страницу укладывается, кто в пять, перечисляя законы и права живых современников войны, включая внеочередную установку квартирного телефона, и умерших. Поминается в ответах и закон о причислении узников к инвалидам войны. Но по какой-то особой логике. Да, пишут, они имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 15 и 16 закона «О ветеранах». Но о погребении в них не сказано. А статья 24 того же закона, где о погребении сказано, на узников, по мнению официальных лиц, почему-то уже не распространяется. Хотя в конце и этой статьи в переизданном законе о ветеранах допечатано: «В редакции Федерального закона №122-ФЗ». Мелким шрифтом, правда, напечатано, но не заметить невозможно. «Мозгокрутство», – подбирает Анатолий Васильевич подходящее слово. И законы, выходит, можно крутить так, чтобы получилось что нужно, в зависимости от команды сверху. «Вот одна из виновниц этого выкрутасничества», – ветеран  называет О.Громыхину – начальника управления соцобеспечения Минобороны.

Непорядочно это, считает Анатолий Васильевич. А я, журналист, не знаю, что сказать. Пошли в прокуратуру. В военной прокуратуре с нами не стали и разговаривать. В гражданской – «Посмотрим, что компьютер на этот счёт скажет».   

«Из-за неявного  приравнивания»

Заглянула в Интернет и я. Как решается похоронное дело в Москве? Оказывается, тоже с проблемами «из-за неявного приравнивания узников фашизма к ветеранам Великой Отечественной войны». Но юрист в статье на эту тему советует жителям столицы обращаться в суд: «Современная судебная практика подтверждает, что подобные обращения граждан в своём большинстве рассматриваются в пользу истца».

От всего, что узнала, как-то нехорошо, даже горько на душе стало…

И – стыдно.

Ольга ЛАРИОНОВА

Северодвинск
Архангельская область

Другие статьи по теме:

В духе живого историзма и нравственного примера в патриотическом воспитании

24 октября 2019 года состоялась конференция, посвященная 30-летию со дня образования Калужского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей».

Читать далее...

Благодарность

От имени нашей организации выражаю благодарность депутату Заксобрания Ленинградской области Малику Вадиму Витальевичу. Он инициатор издания книги об узниках «Крик из прошлого». Эту книгу мы распространили по библиотекам и школам района.

Читать далее...

Анонс

В 185-м выпуске газеты «Судьба»:
Перекличка малолетних узников фашизма. Российская Федерация. Калужская область;
О чём думают и говорят жертвы нацизма в год 75-летия Победы?

Читать далее...

Такая история

Оккупация. Плен. Малолетние узники.
История бывших малолетних узников фашизма – часть истории Великой Отечественной войны.

Читать далее...

Мы — Живы!

О пожертвованиях «Судьбе» и её акции. Зачем нам нужны пожертвования?

Читать далее...