Вклад тружеников тыла в великую победу

(Слово о моей прабабушке)

Скоро наша страна будет отмечать 77-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. И чем дальше отдаляются от нас те грозные годы, тем отчётливее мы видим и осознаём историческое значение подвига, совершённого народом, армией. Память об этой войне волнует нас всех ещё и потому, что нет, наверное, ни одной семьи, которая не понесла бы жертв во имя свободы и независимости Родины. Сейчас, спустя почти 77 лет после войны, в каждой семье бережно хранят воспоминания о личной причастности её членов к общенародному делу Победы.

Слова «род», «Родина», «природа» одного ведь корня, и мне хочется больше узнать о своих корнях, предках, чтобы рассказывать своим детям, поэтому люблю слушать рассказы бабушки, которая поведала мне о своей маме. Моя прабабушка, Дашицыренова Цэндэ Батуевна, была свидетелем целой эпохи, в том числе и той страшной войны.

Родилась она в 1927 году. Точную дату своего рождения, хотя она и записана в паспорте – 25 мая, не помнит. Тогда просто говорили: «родилась осенью, во время урожая» или «летом, во время сенокоса». Была в семье самой младшей из четверых: 2 сестры и один брат. На жизнь каждой семьи накладывает отпечаток эпоха, в которой люди живут. В 1928 году появилось машинное товарищество для совместной обработки земли – ТОЗ. С 1931 года начинается сплошная коллективизация. В результате многих изменений, укрупнений в 1931 году в Хурамше образовалась артель имени Блюхера, переименованная в 1935 году в артель имени Ленина. Отец прабабушки, Жамсаранов Бато Жамсаранович, был одним из организаторов артели. Мать умерла, когда её было всего 8 лет. Тогда же пошла в школу, которая была открыта в 1917 году и называлась училищем. Было всего 4 класса, и на каждый класс по одному преподавателю, которые специально приехали по заданию партии «для ликвидации безграмотности». Писали в тетрадях чернильными перьями. Жили где – то 20 детей в общежитии, где им варили из продуктов, привезённых из дома. Не обошла стороной гильбиринцев и репрессия 1937 года, в ходе коллективизации были раскулачены более 10 семей и высланы в ГУЛАГ. Начались гонения на лам, религию. Отец прабабушки увёз в лес на гору домашние божества.

Чтобы продолжить учёбу, приходилось ходить пешком в соседнюю деревню, которая находится в 15 км. Жили вместе с двоюродным братом у родственников. Продуктов всегда не хватало. Брали вместе обычно по три булки, которых не хватало на всю неделю. На голодный желудок ни о чём думать не хотелось, было не до учёбы, и шли они пешком обратно домой. Тем временем наступил 1941 год…

Гитлеровская Германия сделала так, что поколение наших прадедушек и прабабушек не узнало настоящего детства. Их детство опалила страшная война. Она взвалила на хрупкие плечи деревенских детей всю работу по сельскому хозяйству. Разом повзрослевшие дети работали не жалея сил, здоровья. Они скромно, тихо, незаметно выполняли всю мужскую работу и считали, что не сделали ничего необычного, не совершали никакого подвига. Весной сеяли хлеб на конях плугом, затем начинался сенокос, потом и уборка урожая. Подростки 15 – 16 лет вместе с женщинами в краткие сроки овладевали новой техникой, сели за тракторы, комбайны. 10 – 11 – летние мальчишки и девчонки работали прицепщиками, выходили в ночную смену. Самим не хватало одежды, продуктов, но всё же последнее отдавали тем, кому было ещё труднее, тем, кто был на фронте: вязали, шили по ночам тёплые вещи. 284 молодых парня ушло с нашей долины на фронт, из которых 138 не вернулось с поля боя. Для такого маленького села 284 человека – это основная рабочая сила. Жили все ожиданиями весточки с фронта от родных. Брат прабабушки прослужил 7 лет на Восточном фронте, отец тоже прошёл всю войну. Прапрадед был среднего достатка. Во время войны до ухода на фронт он отправил деньги Советской Армии займом: сдал скот, за который получали облигации.

Тётя прабабушки, Жамсаранова Сэндэ Дабаевна, с 1941 года работала председателем сомонного Совета. За ударный труд в 1942 году была удостоена чести в числе 7 лучших рабочих Бурят – Монгольской АССР ехать на Северо – Западный фронт с подарками. Она вручила от республики Красное Знамя 26 – й дивизии. Там она была ранена, пролежав полтора месяца в госпитале, вернулась в село и вскоре умерла.

 Прабабушка сама работала учётчиком на ферме: на быках возила молоко в бидонах  два раза в день от фермы до ближайшей деревни десятки километров. На ферме иногда брали жмых – корм для скота, который выглядел как прессованный чай и жевали для утоления голода. Собирали колоски на полях, из зёрен обжаренных и молотых варили кашу на молоке. Рассказывает, как выкапывали специальной узкой лопаточкой саранку, чистили её, варили с молоком, получалось вкусно и питательно. Для заварки чая собирали траву «батагананай хушу» (комариный нос). На полмесяца каждой семье давали по 8 кг. муки (овёс, гаолян, кукуруза). Особенно приходилось трудно женщинам с маленькими детьми.

Молодость есть молодость, хочется встретиться, пообщаться. Таким местом для молодёжи был нардом (народный дом), где всю ночь водили ёхор (хоровод), играли в народные игры.

В 1947 году вышла замуж за Цыретора Бальжировича, с которым прожили душа в душу не один десяток лет. Прадед служил на Восточном фронте и испытал на себе все тяготы военного времени.

«Самое вкусное, лучшее то, что заработаешь своим трудом, потом, — любила повторять бабушка, — нужно делиться всем, что имеешь, с другими». Долгие годы после войны работала дояркой, затем огородницей, телятницей. Награждена значком «Ударник пятилетки», медалью «За доблестный труд в ВОВ». Родила 9 детей. Для всех детей, внуков, правнуков являлась примером трудолюбия, оптимизма. Вот такая она, моя прабабушка. Не стало её в 2008 году.

Рано оставшись без матери, приучившись с детства самостоятельности, прабабушка на своих плечах вынесла все тяготы, невзгоды, выпавшие на долю тысяч её ровесников, ровесников двадцатого века: голод, холод войны, послевоенных лет, пятилетки трудовых свершений. Это они, как могли, создавали условия, чтобы мы сегодня жили спокойно и выросли образованными людьми. Такие простые труженики с большой и чистой душой делают историю своей страны, не дают нам быть «Иванами, не помнящими родства».

Дабаева Александра, 7а класс Лицей-интернат 61

Другие статьи по теме:

Роковой выстрел — рассказ Архипа Итыгилова

У моей семьи есть традиция: вместе ужинать. В такие особенные вечера мы вместе готовим ужин, каждый вносит свой вклад. На таком ужине мама говорила про моего прадеда. Я заинтересовался его историей, и мама посоветовала спросить о нем моего деда. Одним днем я приехал к бабушке и дедушке. Дедушка рассказал мне невероятную историю про моего прадеда….

Читать далее...

Молюсь за чеха и француза, сохранивших мне жизнь

Наше форсирование Днепра началось в районе Вышгорода. Легко сказать «форсирование». Такое сражение за Днепр даже трудно описать. Когда я был школьником, моя верующая мать говорила, что реки однажды наполнятся кровью. Как она была права! Днепр выглядел так, словно в нём развели сотни тонн марганцовки! Он был наполнен кровью. На правом берегу Днепра я окопался со…

Читать далее...

Кто унял слезы тех детей?

Бывшие малолетние узники фашистских концлагерей из Беларуси просят откликнуться соплеменников, которые в 1940-41 годах оказались на территории Карелии, Карело-Финской ССР в качестве переселенцев, когда там осваивались земли, отошедшие к СССР после Финской войны

Читать далее...

Дело было в Новочеркасске…

Клуб путешественников, работающий при Центре социального обслуживания населения, совершил очередной выезд для знакомства с прекрасными уголками Донского края. Пятнадцать участниц Клуба «золотого» возраста посетили «Логапарк» — одно из любимых мест отдыха жителей Дона, расположенное

Читать далее...

Юбилей Приднестровского объединения жертв нацизма

От имени Российского союза бывших малолетних узников фашизма поздравляю Приднестровское объединение БМУ с днём 30-летия!

Читать далее...
Translate