«Холокост и геноциды: культура памяти»

Илья Пашков – магистрант первого курса исторического факультета Историко-архивного института РГГУ, направления «Историческая экспертиза: современные подходы и методы», секретарь Студенческого научного семинара «Холокост и геноциды: культура памяти». У нашего героя – весьма обширная область интересов. Увлекаясь Востоком, он выучил китайский, твёрдо решив связать жизнь с международными отношениями, дипломатией, но судьба распорядилась иначе, и молодой человек стал историком, запустив в своей альма-матер https://vk.com/genocides_memory_culture уникальное Студенческое научное объединение.

***

— Уважаемый Илья, Студенческий научный семинар ведёт свою деятельность с октября 2022 года. 26–28 января прошла XVII Международная Конференция студентов и молодых учёных «Холокост: память и предупреждение», организованная МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ, на которой как раз выступили с докладами пять участников данного СНС. Сколько мероприятий осуществляется за год в рамках Студенческого научного семинара «Холокост и геноциды: культура памяти»?

— Начну с того, что в работе подобных семинаров, как правило, участвуют примерно десять молодых людей, представляющих разные факультеты университета, Илья Александрович Альтман и сотрудник МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ Светлана Анатольевна Тиханкина. За этот учебный год мы провели уже десять мероприятий, включая три выступления студентов с докладами, презентацию сборника о японском Праведнике народов мира Тиунэ Сугихаре, где с неподдельным любопытством участвовали молодые люди из РГГУ. Также у нас проходила масштабная презентация коллекций архивных документов Центра розыска Российского Красного Креста, которые нужно сформировать в единый фонд об эвакуированных во время Великой Отечественной войны. В этих документах можно найти и  сведения о Холокосте, а для наших студентов, таким образом, открывается широкое поле для живой архивной работы.

— Участниками таких сообществ могут стать только студенты вузов Москвы, верно? А учащиеся из вузов или колледжей Подмосковья?

— Согласно положению о Студенческих научных объединениях РГГУ, участниками СНО и СНС, то есть активом, который принимает участие в организации деятельности объединения, могут быть только студенты РГГУ, но посещать мероприятия и участвовать в них — могут все желающие.

— Как к вам присоединиться «профильным» личностям, которые прочитают эту статью и также захотят посетить один из ваших семинаров?

— Мои контакты указаны на странице https://vk.com/genocides_memory_culture нашего Семинара «ВКонтакте», поэтому желающие организовать совместное мероприятие или предложить своё — могут обращаться ко мне напрямую ( cazuya@mail.ru ). И, если на наш семинар захочет прийти человек не из РГГУ, ему также следует предупредить меня заранее, чтобы можно было организовать ему пропуск в наш университет. Мы открыты для сотрудничества с любыми другими Студенческими научными объединениями РГГУ и сторонних организаций. Например, недавно, в рамках проекта школы юного журналиста «Мастерская цифровых медиа», мы посетили лекцию на тему: «Видеоформаты в медиа. Как снять интересный сюжет: от идеи до реализации и постинга», в АО редакции «Вечерняя Москва», которую провела Юлия Швыченкова — научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ, автор и режиссер телеканала «Карусель». После лекции состоялась организационная встреча между участниками проекта «Мастерская цифровых медиа» и нашего Студенческого научного объединения. В рамках обсуждений, была достигнута примерная договорённость о дальнейшем сотрудничестве. 

— Вы всегда хотели посвятить себя изучению истории?

— Нет, быть историком раньше не планировал. В старшей школе определился со сферой будущих интересов, стремясь применить свои знания и навыки в освоении иностранных языков, в области международных коммуникаций и дипломатии. В десятом классе поступил в лицей Высшей школы экономики, по профилю «Востоковедение», где учил китайский язык и вместе с НИУ ВШЭ, летом 2017 года, ездил на месячную стажировку в Ляонинский педагогический университет в Даляне (Китай), изучать китайский с полным погружением в языковую среду.

— Потрясающе…

— Для поступления на факультет «Международные отношения» требовалось сдать ЕГЭ по истории, которую до десятого класса я, честно говоря, знал «на троечку», но в процессе подготовки к экзамену настолько погрузился в предмет, что решил «штурмовать» исторический факультет. Будучи наслышанным, что в РГГУ очень сильное преподавание истории, отправился поступать в этот вуз. Поначалу, в голове хаотично крутились какие-то наборы фактов, не хватало структурированности и чёткости знаний, но с погружением в учебный процесс, меня всё больше и больше захватывала эта интереснейшая наука, которой посвятил уже несколько лет жизни.

— Что было дальше?

— На третьем курсе исторического факультета РГГУ познакомился с Ильёй Альтманом. Про Международный научно-образовательный Центр истории Холокоста и геноцидов РГГУ — я прежде не имел понятия, хотя, можно сказать, он всё это время находился в моём вузе, «под носом». Меня заинтересовала для изучения страшная тема Холокоста — массового, чудовищного уничтожения евреев, как часть нашего прошлого. Не секрет, что история – циклична и может повторяться, потому её изучение – всегда актуально. На моём жизненном пути мне также встречались и отрицатели Холокоста, с которыми мне приходилось вступать в эмоциональные споры.

Так, после бакалавриата, продолжил пополнять свою копилку знаний и поступил на свой же исторический факультет РГГУ, в магистратуру «Историческая экспертиза: современные подходы и методы». В настоящее время изучаю историю и историографию Холокоста, параллельно работаю в Научно-просветительном Центре «Холокост», занимаюсь образовательными программами, семинарами для российских педагогов, организацией конкурса студенческих работ о Холокосте. Возможно, также приму участие в создании электронной версии энциклопедии «Холокост на территории СССР» — на русском и английском, которым хорошо владею.

— А ваш любимый китайский в нынешней деятельности не используете?

— К сожалению, китайский — сейчас немного подзабыл, ведь без практики любой иностранный язык уходит в пассив. Но при надобности – восстановлю свои знания в этой области.

 — За что любите Москву? Какие преимущества город сегодня предоставляет студентам?

— Учёба в российской столице, в таком престижном и крупном вузе, даёт несомненные преимущества и открывает новые горизонты развития, возможности для различных научных исследований, зарубежных стажировок. Я – не коренной москвич, родился в Сочи, а в 2008-м году переехал с родителями в Подмосковье, мы успели пожить в разных городах Московской области. Величественных красот и достопримечательностей Москвы, до старшей школы, не знал и не видел. Всё изменилось, когда учился в лицее НИУ ВШЭ и начал ездить на учёбу в столицу, параллельно узнавая этот старинный многогранный город, гуляя по нему, постепенно погружаясь в его великолепную историю и атмосферу. Златоглавая – вновь и вновь открывалась для меня с самых разных сторон, сформировав мою личность, подарив немало всего дорогого и памятного. Обошёл здесь все знаковые места, все достопримечательности, осмотрел Кремль, московские музеи. Ритм нашего мегаполиса – вполне созвучен моему нынешнему образу жизни. Мне также нравится ряд льгот и возможностей, предоставляемых здесь учащимся, благодаря мэру нашего города С.С.Собянину, это и Пушкинская карта, и специальный льготный проездной документ, и различные студенческие тусовки. Единственное, как южному человеку, родившемуся в Сочи, в Москве не хватает моря и солнца…

— Есть ли у вас опыт волонтёрской деятельности?

— Да, участвовал в разных активностях в качестве волонтёра, в рамках Студенческого совета исторического факультета РГГУ неоднократно был задействован в массе мероприятий для юношей и девушек — в выездах, творческих встречах и официально работал в большом проекте, когда наш факультет организовывал Всероссийский исторический форум.

— По какой теме будете писать магистерскую диссертацию?

— Изначально, ещё учась на бакалавриате, занимался американской историографией по истории России, но магистерскую диссертацию пишу об отрицании Холокоста в США, под научным руководством Ильи Александровича Альтмана. Пока внимательно изучаю этот вопрос, собираю по нему материалы.

— О чём мечтаете, где планируете применить свои знания, когда закончите учёбу?

— Мечтаю о достойной жизни, работе в академической среде, об общественном признании и внесении своего посильного вклада в изучение геноцидов, Холокоста, нашей истории. Простите за пафос, но хочу оставить свой след на этой земле. В будущем вижу себя преподавателем, научным сотрудником МНОЦ истории Холокоста и геноцидов РГГУ. У меня также имеются серьёзные планы по расширению и продвижению нашего Студенческого научного семинара, которые точно реализую в будущем.

Записала Камилла Соловейчик.

Другие статьи по теме:

Поисковый отряд «Рысь» вернулся домой

Поисковики Бурятии, республиканского военно-патриотического отряда «Рысь» завершили «Вахту Памяти 2022 года» на реке Халхин-Гол. За бортом осталось более трех тысяч километров, в памяти — теплые встречи с монгольскими друзьями. Это шестнадцатая поисковая экспедиция к далекой реке Халхе, где в 1939 году японская военщина вторглась на территорию Монгольской Народной Республики. Уже в тридцатых годах экономика императорской Японии…

Читать далее...

Амурским даманцам не придётся возвращать пенсионному фонду «Юбилейные» выплаты

Более 50 амурчан получили по 75 тысяч, однако позже ПФР назвал свои действия ошибкой

Читать далее...

«Ола. Пепел геноцида»: ужасы войны и память о сожженной деревне. Фильм АТН

14 января 1944 года была сожжена деревня Ола Паричского района (ныне Светлогорский район). Шло освобождение Беларуси, а нацисты, создавая оборонительные укрепления, разрушали дома и сжигали села. Ола, глухая лесная деревня, стала прибежищем для тысяч людей. Но и сюда пришли солдаты вермахта, за несколько часов они уничтожили 1758 человек. Детей травили собаками, бросали гранаты в людей,…

Читать далее...

Специальный выпуск газеты «Судьба»

Конференция в Карелии