ЭХО МЕЖДУНАРОДНОГО АНТИФАШИСТСКОГО ФОРУМА

АНТИФАШИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Выступление директора МАОУ СОШ с УИОП города Балашиха (Московская область) Сучковой Юлии Александровны на Международном антифашистском Форуме (сентябрь, 2020)

Времена изменились, а вот слово «фашизм» мы слышим все чаще и чаще, причем как ни странно  все больше среди молодежи, только смысл этого слова  стал совсем иной. Как фашизм проявляется сегодня? Почему сегодня так часто рядом встречаются эти два слова – «фашизм и молодежь»?»   

При исследовании этого вопроса было обнаружено,  что в наше время профашистские молодежные движения, партии, организации позволяют все больше демонстрировать свою неприязнь, злобу и ненависть к представителям Кавказа и Средней Азии или просто обладателям небелой кожи и не русских черт лица наиболее открыто, непосредственно, при любом удобном случае. И все больше молодёжи привлекают к своему движению.

Эрих Фромм говорил: «Фашизм привлекателен и может достичь успеха только в том случае, если его идеология и пропаганда имеет определенное сходство с мыслями и стремлениями широкой категории народных масс. «При этом чрезвычайно важно знать, что у людей всегда существуют действующие динамичные элементы психики, которые делают возможным добровольный отказ человека от свободы, принятие и поддержку фашизма.»

На смену распущенным после Второй мировой войны фашистским организациям пришло новое праворадикальное движение — Неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств миракоторые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций.

Важнейшие отличительные черты многих неофашистских политических течений и организаций крайний национализм, шовинизм, расизм, критика с ультраправых позиций правительств, действующих в рамках парламентской системы; применение насильственных, террористических методов политической борьбы.

Неофашизм враждебен гуманизму, культивирует иррационализм, часто использует фашистскую атрибутику (свастика, чёрная униформа, фасции и др.) и ритуалы (приветствия посредством выброшенной вперед руки, факельные шествия и др.).

Фашизм всегда обращал особое внимание на молодежь, видя в ней ту силу, которая благодаря своей энергии и решительности способна сломать традиционные парламентско-демократические институты. Нацистская партия льстила молодежи, заигрывала с ней, эксплуатировала ее политическую неопытность.

ЛЮДИ ПОВИНУЮТСЯ  РЕФЛЕКСАМ

Выдающийся российский психиатр В.М.Бехтерев писал, что людьми управляют коллективные рефлексы. Как только для больших масс населения создаются неблагоприятные условия — они повинуются рефлексам. Люди начинают действовать неразумно, подчиняясь слепому животному началу, инстинкту.

В то же время, продолжают действовать и более «ортодоксальные» неофашистские группы. Они усилили работу в молодежной среде (среди так называемых «скинхэдов», футбольных болельщиков и т.д.).   Привлечение молодежи.  Несомненно, что основой скин-движения бритоголовых является молодежь. Именно из среды подростков и несовершеннолетних движение черпает свои новые кадры. Участники скин-группировок в той или иной мере стремятся производить определенную вербовочную и пропагандистскую деятельность. 

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Мы знаем, что потребность в общении со взрослыми у детей и подростков велика. Однако при психической деморализации подростков нормальное их общение со взрослыми в семье и образовательном учреждении нарушается, хотя потребность в нем остается. Это приводит к поиску суррогатов такого общения, к знакомствам со случайными лицами. В большинстве случаев ими оказываются лица, ведущие антиобщественный образ жизни.

В силу возрастных особенностей и недостаточности жизненного опыта подростки в неблагополучных семьях воспринимают такой образ жизни как норму, считают естественным разрешение бытовых и досуговых конфликтов насильственным путем… Это ведет к замкнутости, озлобленности, мстительности и к стремлению любым способом доказать, что они не хуже других.

 АНТИФАШИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ  И ПАТРИОТИЗМ

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. 

Для борьбы с профашистскими организациями в противовес возникает антифашистское движение.  

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.

Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. 

Сегодня, как никогда ранее, перед российским обществом стоит задача сохранить историческую память о событиях героического прошлого  нашего Отечества. К сожалению, мы вынуждены отметить, что  события Великой Отечественной войны  стали постепенно стираться из памяти не только  отдельных людей, но и некоторых народов. События в мире заставляют задуматься над происходящим: Украина, Польша, Болгария, Венгрия,  Латвия, другие государства уничтожают и оскверняют памятники солдатам — освободителям народов   от фашизма. Одни  не хотят помнить прошлое, искажают истину в угоду личной наживе, в угоду «его величеству доллару» набело переписывают историю, другие учат молодое поколение не горькой правде жизни, а лицемерию, лжи, ненависти… Военные преступники — пособники фашистов, становятся  национальными героями. Истинные герои в ряде стран подвергаются оскорблениям и унижениям со стороны сильных молодых одураченных парней и девушек, не понимающих порою, что  творят…

Многочисленные опросы жителей Германии, Англии, США, других государств,  заставляют всерьез задуматься над угрозой,  вытравить из памяти людской правду о второй мировой войне. Подобное происходит и с исторической памятью  более далекого прошлого, начиная с Отечественной войны 1812 года, наши недоброжелатели стараются исказить, принизить мужество и героизм российского воинства, подобное можно наблюдать  и с событиями  русско-японской   и  первой мировой войны 1914-1918гг…

«ЛИШЬ ТОТ ДОСТОИН ЖИЗНИ И СВОБОДЫ, КТО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗА НИХ ИДЁТ НА БОЙ»…      

 Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни,  реализации прав и обязанностей,  укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор,  максимальное развитие своих способностей с целью обеспечения успешности.

Наш задача —  создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.  

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Много лет наша школа сотрудничает с Обществом БНУФ. За время совместной работы мы убедились, что ребята, которые работают над исследовательскими проектами в данной области,    вдумчивее относятся к своим словам и поступкам, активнее выражают свою жизненную позицию,  глубже впитывают знания о событиях Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. Юное поколение должно знать все о народном подвиге, о людях, отвоевавших мир, о важнейших битвах на пути к Победе. Урок, который должны получить правнуки солдат самой кровопролитной войны 20 века, велик и прост: лишь тот народ может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу и за свое будущее.   В ходе работы над проектом значительно возрос интерес к героическому прошлому страны, ребята стали активнее проявлять свою гражданскую ответственность. Активисты музея выступали со своими проектами не только в нашей школе, но и на мероприятиях регионального, федерального и Международного уровня.

Наша работа   соответствует   программе  «Патриотическое воспитание молодежи на 2016 – 2020 и последующие  гг.».    Для сохранения исторической памяти о  прошлом нашего  государства,   разработан  комплекс патриотических мероприятий различных уровней.  Это  научно-практические  и практические конференции, круглые столы, форумы,  семинары,  мастер-классы, олимпиады и викторины.   Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.  В сегодняшних условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Поэтому самым важным в нашей работе мы видим именно сохранение исторической памяти и противостояние фальсификации исторической правды о героическом прошлом и героическом настоящем нашего Отечества.

МУЗЕЙ «НАСЛЕДИЕ»  — КАЖДОЙ ШКОЛЕ!

    1.  За последние три года  в нашем  школьном музее проведено более  сотни тематических экскурсий, лекций с элементами беседы и презентаций проектов. Среди них:
— «Наши земляки – Герои Советского Союза» ( 9 тематических лекций бесед)

— «Наши земляки — участники Афганской войны» (7 лекций с презентацией темы);

— «Опаленное войной детство» (об узниках концлагерей 4 лекции-экскурсии);

— «Чеченский узел» (5 презентаций и бесед о наших земляках, погибших на Северном Кавказе и в Чечне);

— «История Новогодней игрушки»(4 тематические  беседы с презентацией темы);

— «Жизнь и быт крестьян в 20 веке» (7 экскурсий),  другие экскурсии.

    2.   Подготовлены исследовательские работы и проекты:

— «Фальсификация истории второй мировой войны»;

— «Программа Лебенсборн: инкубатор  арийской нации»;

— «Шли мальчишки по дорогам Великой Отечественной войны»;

— «Россия – Япония: вчера, сегодня, завтра» и другие проекты.

    3. Успешно осуществлен социальный проект: «В память о наших земляках, посадим цветущие сады!». Проект выполнялся на протяжение двух последних лет.

     В результате на школьном дворе расцвел сиреневый сад – в память о Героях России, погибших  1-3 сентября 2004 года при освобождении заложников в школе № 1 города Беслана, Северная Осетия. Каждый куст сирени оснащен  памятной табличкой с кратким описанием.

     В память о Героях Советского Союза – наших земляках, погибших на полях брани в Великой Отечественной войне посажен яблоневый сад.

      Третий, вишневый сад, посажен в память о всех защитниках Отечества, погибших при выполнении воинского долга.

     4. Актив школьного музея в рамках партнерского сотрудничества  с  МООО БНУФ, четыре года подряд принимал участие в торжественных мероприятиях в музее Победа на Поклонной горе.  Ребята представляли исследовательские проекты, посвященные памятным датам истории нашего государства.

 2017г.   исследовательский проект: «Память. Дети – бывшие узники концлагерей рассказывают…»;

 2018 г. литературно-музыкальная композиция: «Инкубатор арийской нации – программа Лебенсборн»;

2019г. исследовательский проект: «Нюрнбергский процесс: бывшие узники фашистских  концлагерей  обвиняют…»;

 2020г. Исследовательский проект: «Не прерывается воспоминаний нить…».

    5. На базе школьного музея «Наследие» совместно с МООО БНУФ  4 года подряд проводились региональные конференции, посвященные Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. В мероприятиях участвовали представители районных и городских отделений БНУФ Московской области, руководители школьных музеев и бывшие узники фашизма. В 2019 году на базе школы Международная научно-практическая конференция с участием членов общества помощи ветеранам в России (г. Дрезден).

6. В 2020 году на базе МАОУ СОШ №3 с УИОП проводился Региональный конкурс исследовательских и проектных работ «Непокоренные». В конкурсе приняли участие более 14 муниципальных образований Московской области. На конкурс было представлено свыше 80 работ. Конкурс проводился в дистанционном формате. Исследовательский проект «186 ступенек» ученицы 11 класса Николаевой Софьи стал победителем в номинации «Непокоренные», отобрана немецким обществом помощи ветеранам в России, переведена на немецкий язык и предложена для изучения в школах г. Дрезден.

7. МАОУ СОШ №3 с УИОП активно сотрудничает с ГБО ВООО «Боевое братство» и со спецподразделением ФСБ «Вымпел» ветеранами Великой Отечественной войны.

     —  Ветераны боевых действий в Демократической Республике Афганистан, Чеченской Республике и других «горячих точка» проводят мероприятия патриотической направленности со школьниками и родительской общественностью.

Незабываемые уроки мужества, способствующие сохранению исторической памяти о событиях 1979-1989 годов в Афганистане. Здесь  героически  погибли и посмертно награждены Орденами боевого Красного Знамени наши земляки, юные мальчишки  навсегда оставшиеся двадцатилетними.  В Чеченской Республике жители  города Балашиха также героически проявили себя, и память о них сохраняется в стенах музея «Наследие».

    —  Легендарные спецподразделения ФСБ РФ  «Альфа» и «Вымпел» неоднократно показывали примеры мужества, героизма и самопожертвования ради сохранения целостности нашего государства, ради сохранения жизни мирного населения. Северная Осетия, Беслан,  1- 3 сентября 2004 года, захват заложников в школе № 1. Во время штурма при освобождении  учеников,  преподавателей школы и родителей  героически погибли 10 человек из этих подразделений.  Мир содрогнулся от происшедшего. В школьном музее бережно сохраняется память о Героях. В  их честь на территории школы высажены кусты сирени. Каждый куст  с именной табличкой, где  указаны скупые данные о героях. Весной на школьном дворе буйно цветет сирень,  привлекая внимание  жителей Павлино. Первоклассники, переступая порог школы,  активно включаются  в  поисковую работу по сбору информации о каждом герое, пополняя архивы музея новыми находками.

   —  Ветераны Великой Отечественной войны – живая легенда, люди, добывшие в неимоверных трудах на полях брани великую долгожданную Победу – постоянные гости музея «Наследие». Их рассказы, воспоминания о мужестве и героизме боевых товарищей, позволяют школьникам соприкоснуться к событиям 75 летней давности, осознать, какой  высокой ценой далась победа советского народу. Яблоневый сад расцветает в память о Героях  Советского Союза, и вишневый сад в память о всех участниках  Великой Отечественной войны 1941-1945 года. 

   —   Школьники  участвуют в круглых столах и конференциях, исследовательских работах и проектах, посвящая их нашим землякам – участникам  войны 1941-1945 гг.

Накануне Дня Победы в школе проходили акции: «Сад Победы»;  «Окно Победы» — ребята украшали окна своих квартир плакатами, георгиевскими лентами, зажигали свечи в память о войне. На базе музея проводились конкурсы рисунков и  поделок: «Война глазами детей 21 века».   Дети приняли участие в Московском областном конкурсе чтецов: «История Победы в стихах». Школа сохраняет историческую память о Великой Отечественной войне.

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.

ВНИМАНИЮ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ, УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ, ХРАНИТЕЛЕЙ И СОБИРАТЕЛЕЙ НАРОДНЫХ МУЗЕЕВ

 Об основных моментах становления, реализации целей и планов, а также последствий  фашизма, неофашизма и антифашизма шёл обстоятельный разговор на Международном антифашистском Форуме, проходившем в Москве с 7 по 10 сентября в рамках плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года памяти и славы, установленного Администрацией Президента РФ.

   Документы и материалы Форума, его решения и рекомендации, опубликованные в российской газете «Судьба» (издание Международного союза бывших малолетних узников фашизма),  высылаются по почте наложенным платежом.

   Заявки принимаются по адресу электронной почты: sudba2009@yandex.ru

Осеннеее путешествие ветеранов

МУ СО Центр  «Истоки» Осеннеее путешествие ветеранов 21 ноября  члены ОО «Карельский союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей»  и ОО «Жители блокадного Ленинграда»  в составе  28 человек совершили интересную поездку по Карелии. Экскурсия  началась с посещения  «Красного  бора»  — мемориального кладбища, где в 1937 -1938 г.г. в период политических репрессий были расстреляны и захоронены 1193…

Читать далее...

Геноцид народа

Справка о местах принудительного содержания, составленная бывшим узником фашизма. Составитель Хрол Е.А. Член международного интернационального комитета Маутхаузен. Заместитель председателя Белорусской Ассоциации бывших несовершеннолетних узников фашизма. Концлагеря появились в 18 веке. Авторами являются англичане в период англо-бурской войны. В 1895 году испанцы создали лагерь для кубинских партизан. Имели свои концлагеря и США во время гражданской войны…

Читать далее...

Их вновь опалила война

Это про нас, о детях родом из войны, которым в самом нежном возрасте пришлось перенести непереносимое, пережить не переживаемое, познать страхи и ужасы, несовместимые с понятием детство. Но мы выжили и выстояли в не менее сложное послевоенное время. Прошли десятки лет, прежде чем мы смогли не только вспомнить вслух о трагической «тайне» нашего военного прошлого,…

Читать далее...

Митинг на Поклонной горе

Со страшных событий военной эпохи прошло много лет. Но воспоминания бывшим узникам концлагерей до сих пор даются тяжело. Поэтому мужчина был неразговорчив, а мы так и не решились спросить его имя.

Читать далее...

НОУ «Центр «ОРТ-СПб» информирует о реализации на территории Санкт-Петербурга  проекта «Обучение пожилых людей  на компьютерных курсах по программам «Компьютер для жизни» и «Цифровой семейный архив» для социализации и адаптации к самостоятельной жизни в цифровом обществе». Проект    реализуется  с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015 года в рамках Программы «Место встречи: диалог», финансируемой германским…

Читать далее...