
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Вносится депутатами
Государственной Думы
Л.Э.Слуцким,
В.А.Кошелевым,
Б.А.Чернышовым,
А.Н.Диденко,
В.В.Кулиевой,
С.Д.Леоновым,
Я.Е.Ниловым,
В.С.Селезневым,
В.В.Сипягиным,
И.К.Сухаревым
Сенаторами
Российской Федерации
Е.В.Афанасьевой,
В.Е.Деньгиным
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ
«О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 3, ст. 168, 2005, N 1 (часть 1), ст. 25, 2009, N 26, ст. 3133, N 52 (1 ч.), ст. 6403, 2013, N 19, ст. 2331, 2019 (часть V), N 49, ст. 6967, 2020, N 17, ст. 2725) следующие изменения:
1) пункт 1 статьи 2 дополнить новым подпунктом 5 следующего содержания:
«5) лица, проживающие на территории Российской Федерации, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»;
2) дополнить статьей 181 следующего содержания:
«181. Меры социальной поддержки лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами
и их союзниками в период второй мировой войны
Лицам, проживающим на территории Российской Федерации, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии
с законодательством;
2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
3) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 30 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения исходя
из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 30 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади);
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений
и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны,, совместно с ними проживающим, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;
4) внеочередная установка квартирного телефона;
5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;
6) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи
в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе
в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели
за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке,
им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время
и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
9) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение лиц, указанных в настоящей статье, путевками в санаторно-курортные организации по месту работы, а неработающих — обеспечение путевками органами, осуществляющими пенсионное обеспечение;
10) преимущественное пользование всеми видами услуг организаций связи, организаций культуры и физкультурно-спортивных организаций, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, обслуживание на предприятиях розничной торговли и бытового обслуживания;
11) внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме,
в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому;
3) в статье 23.2:
а) в пункте 1 после слов «статьями 17-16, 18» дополнить словами «, 181»;
б) подпункт 2 пункта 3 дополнить абзацем следующего содержания:
«лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;»;
в) в пункте 10 после слов «статьями 17-16, 18» дополнить словами «, 181»;
г) в пункте 10.1 после слов «статьями 17-16, 18» дополнить словами
«, 181»;
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ
«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 51, ст. 4831, 2006, № 48, ст. 4946, 2009, № 30, ст. 3739, 2020, N 52 (Часть I), ст. 8577, 2022, № 45, ст. 7664) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 3 дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
«8) гражданам, проживающим на территории Российской Федерации, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны. Им могут устанавливаться пенсия
по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости.»;
2) пункт 1 статьи 4 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:
«10) граждане, проживающие на территории Российской Федерации, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны.»;
3) дополнить статьей 91 следующего содержания:
«Статья 91. Условия назначения пенсий лицам, проживающим
на территории Российской Федерации, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны
1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют лица, проживающие на территории Российской Федерации, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны — инвалиды I, II и III группы, независимо от причины инвалидности,
за исключением случаев наступления инвалидности вследствие противоправных деяний такого лица или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
2. Пенсии, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются
в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.»;
4) статью 16 дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:
«1.2. Пенсия по инвалидности лицам, проживающим на территории Российской Федерации, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами
и их союзниками в период второй мировой войны, назначается в следующем размере:
инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
инвалидам II группы — 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона;
инвалидам III группы — 150 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.»;
5) в абзаце 4 пункта 1 статьи 25 после слов «пенсии граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пенсии граждан, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя»,» дополнить словами «пенсии лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны,».
Статья 3
Статью 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» («Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 1993, N 9, ст. 328, Собрание законодательства Российской Федерации 2007, N 50, ст. 6232) дополнить пунктом «г» следующего содержания:
«г) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных
в подпункте 5 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах»:
инвалидам I группы — на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам II группы — на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
инвалидам III группы — на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.».
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан в целях уточнения перечня лиц, которым присваивается статус ветерана Великой Отечественной войны, дополнив его категорией лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
В указанный период на территории нацистской Германии, её стран-союзниц и на оккупированных ими территориях действовало (помимо тюрем, гетто и т. п.) 14 000 концентрационных лагерей. Узников нацисты сжигали в печах крематория (порой заживо), травили в газовых камерах, пытали, насиловали, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения; у заключённых брали кровь для солдат вермахта, проводили над ними медицинские эксперименты, испытывали на людях новые препараты. Всего на территориях, подконтрольных гитлеровской армии, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 миллионов человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших — 5 миллионов граждан СССР. Каждый пятый узник был ребёнком.
Граждане России, прошедшие через фашистские концентрационные лагеря, выжившие и вернувшиеся в Россию, бесспорно являются непосредственными участниками Великой отечественной войны. Однако, они до сих пор не могут получить статус ветерана Великой Отечественной войны.
Согласно действующему законодательству, право на ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы имеют бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, только в случае признания их инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин. В этом случае перечень мер социальной поддержки будет таким же, как для инвалидов Великой Отечественной войны.
Остальные бывшие несовершеннолетние узники фашизма фактически не учтены действующим Федеральным законом «О ветеранах» и не могут воспользоваться мерами государственной поддержки. Различными разъяснениями и комментариями о правоприменении положений Федерального закона «О ветеранах» уточняется, что несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, но анализ правоприменительной и судебной практики показал, что отсутствие прямых норм в Федеральном законе «О ветеранах» становится препятствием. Заявители чаще всего получают отказ в предоставлении мер государственной поддержки.
Распространение статуса ветерана Великой Отечественной войны на категорию лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, является справедливым. Для этой цели законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О ветеранах» пунктом 1 статьи 2, а также новой статьей о мерах социальной поддержки лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Законопроектом предлагается установить перечень мер поддержки лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, равнозначный перечню мер поддержки, предназначенный для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя».
В целях гармонизации норм законодательства, предупреждения возникновения правовых коллизий и пробелов в регулировании предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также в статью 16 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», дополнив их необходимыми корреспондирующими нормами.
Законопроектом предполагается, что новые положения о статусе ветерана Великой Отечественной войны для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также мерах государственной поддержки таких граждан вступят в силу с момента официального опубликования закона.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Согласно информации, предоставленной Министерством труда
и социальной защиты Российской Федерации, численность бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками
в период второй мировой войны, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1 декабря 2022 года составляет 37 854, из них признанных инвалидами составляет 26 156 человек.
Таким образом, дополнительная потребность для обеспечения жильем данной категории граждан составит порядка 93 млрд. рублей (исходя
из численности граждан данной категории, состоящих на жилищном учете
по состоянию на 1 декабря 2022 года, общей площади жилья 33 кв. метров
и норматива стоимости 1-го кв. метра общей площади жилого помещения
по Российской Федерации на первое полугодие 2025 года в размере 107 611 рублей, установленного приказом Минстроя России от 25 декабря 2024 г. №911/пр).
Дополнительные расходы федерального бюджета на выплату пенсий
по государственному пенсионному обеспечению, в случае предоставления несовершеннолетним узникам права на одновременное получение двух пенсий, составят порядка 25 млрд. рублей.
В связи с чем дополнительные расходы средств федерального бюджета
в случае принятия законопроекта составят порядка 118 млрд. рублей.
Источником указанных средств будут являться увеличившиеся доходы консолидированного бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Другие статьи по теме:
Краткий отчет о работе МООО БНУФ за 2015 год

В Подмосковье на конец года на учете состоит 10900 БНУФ. Из них инвалидов всего 3806 чел. Инвалидов 1 гр.-773чел. В составе МООО БНУФ — 35 отделений. Проведено 4-е заседания Совета МООО БНУФ с оформлением протоколов.
Читать далее...Туристский информационный центр «Байкал» запустил акцию ко Дню Победы

В судьбе каждой семьи война оставила свой неизгладимый след. Деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали свой подвиг. В преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Туристский информационный центр «Байкал» запустил уникальный проект «Победа» совместно с художником и режиссером Солбоном Лыгденовым. На тематических открытках, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, Солбон…
Читать далее...Поздравляем Вас с Ханукой!

Ханука – наш древний, почитаемый праздник, не просто дань уважения к Традиции, а напоминание о том, что свет Торы будет освещать жизнь и дорогу всем, кто верен еврейской традиции, добру и любви к ближнему.
Читать далее...Христос Воскрес!

Редакция газеты «Судьба» от всего сердца поздравляет всех со Светлым Христовым Воскресением! Пусть этот чудесный праздник наполнит вашу жизнь радостью, надеждой и верой в лучшее. Желаем вам мира, добра, любви и благополучия.
Читать далее...