№1-3 — Коллекция писем бывших малолетних узников фашизма из фондов газеты «Судьба» Государственного архива Республики Бурятия

В 2023 г. Государственный архив Республики Бурятия принимает участие в гранте «перекличка…..» реализуемым БФ газета «Судьба». В целях обеспечения доступа к уникальным архивным документам, их популяризации как часть грантового проекта была задумано — создание электронной коллекции писем бывших узников с последующим их представлением в сети Интернет.

В результате анализа архивных документов фонда № р -2105 «газета Судьба — издание международного Союза бывших малолетних узников фашизма» были выявлены 50 писем за период 1991-2004 гг.

В результате выполненной работы пользователям предоставлена возможность увидеть, как общий перечень документов электронной коллекции, так и получить доступ к электронному образу оригинала.

Электронная коллекция доступна на сайте газеты «Судьба» gazetasudba.ru и Государственного архива Республики Бурятия www.gbu-garb.ru

Документ № 1

Из письма в редакцию газеты «Судьба» В.Н. Синявиной c просьбой опубликовать объявление о поиске знакомых по концлагерю для подтверждения статуса бывшего малолетнего узника фашизма

  Российская Федерация, Краснодарский край, г. Армавир, 18 мая 1994 г.

<…> Я Синявина (Лина) Владелина Николаевна 1926 г.р. г. Харьков, в данный момент живу в г. Армавире Краснодарского края. Вот уже три года разыскиваю себя, во многих архивах: Омск, Киев, Полтава, Харьков, Вроцлав, Арользен и пока безрезультатно.

Ваша (наша) газета «Судьба» пишет о социальной защите прав и интересов бывших малолетних узников фашизма, а я никак не могу найти себя в списках узников, чтобы иметь статус БМУ[1]. В газете появился раздел «поиск» и убедительно опрошу Вас напечатать в газете мою просьбу.

Я была арестована полицией в 1943 г. в апреле месяце на мосту возле хутора области и как «партизанка» была отправлена в тюрьму г. Полтавы. Примерно дней через 15-20 в нашу камеру привели четыре девочки харьковчанки. Из тюрьмы нас, в конце мая (или начале июня) отправили в спецвагоне, за проволокой и охраной в Германию. В Бреслау (Вроцлав) в пересыльном лагере нас «распределили» и мы все же четверо попали в Силезию (Щлёнск), в город Бад-Ландек и работали там на лесопильном заводе (хозяин Прэше). Фамилии девочек Шаповаленко Мария 1925 г.р., Стрельцова Зинаида 1927 г.р., Крупская Мария 1926 г. или 27 г.р. Освободили наш арбайт-лагерь советские войска 9-го мая 1945 г., а я 9-го мая попала в автомобильную аварию и была помещена в местную больницу г. Бад-Ландек. Через неделю в больницу за мной прислали солдата из советской комендатуры города и оказалось, что за эту неделю что я лежала в больнице, весь наш лагерь отправили куда-то в лагерь репатриированных, а мне предложили временно поработать в комендатуре. Там же в комендатуре со мной «беседовали спецы» мне сказали, что это спецфильтр. В Харьков я вернулась в 1946 г. Дом наш был разбит (мама умерла в мае 41 г., отец был «на окопах» о нем ничего не знала, семьи у меня не было, я жила у тети и получила паспорт и уехала в Ново-Московск Тульской области к другой тете. Так я растеряла всех знакомых по полтавской тюрьме и по лагерю в Германии. Девочки вероятно все вышли замуж и носят другие фамилии. Я пыталась (спустя лет 25) в Харькове в адресном бюро дважды найти хоть кого-нибудь, но тщетно. Поэтому очень прошу Вас опубликовать мое поисковое объявление <…>

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.18 Л.18-18об.

Документ № 2

Из письма М.Г. Желенникова c просьбой откликнуться знакомых по концлагерям для подтверждения статуса бывшего малолетнего узника фашизма

Российская Федерация, г. Брянск, 21 сентября 1994 г.

<…>Я, Желенников Михаил Гаврилович, 1930 г. рождения и моя сестра Желенникова Валентина Гавриловна 1925 г. рождения, которой уже нет в живых, уроженцы Калужской области, Хвастовичского района, село Пеневичи, были сиротами еще до войны.

В 1943 г. в августе месяце 13-летним мальчиком мы с сестрой были угнаны фашистами. Вместе с нами были угнаны: кузина Маланья с 2-мя детьми Иваном и Петром. Кузина Пелагея с детьми Алексеем и Марией: Ченчиков Борис с супругой Ченчиковой Пелагеей и 2-мя детьми Николаем и Федром, Лучина Варвара с дочкой Прасковьей.

С 1943 г. по 1944 гг. мы находились в лагерях: Алитус (Латвия), Белосток (Польша), Шауляй (Литва). Но никаких документов подтверждающих наше нахождение в лагерях найти не могу. Обращался с запросами через Володарский районный комитет Красного Креста г. Брянска, но никакого ответа не получил. Может быть, прочитав мое письмо в вашей газете откликнуться кто-нибудь из вышеуказанных, кто был с нами в лагерях, и кто помнит нас…

До освобождения Советской Армией мы находились в Литве местечко Жарено, имение-хутор Арюшки <…>

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.15 Л. 25-25об.

Документ №3

Из письма — воспоминания бывшей малолетней узницы фашизма Н.П. Ильющенковой о пребывании в концлагерях

Российская Федерация, Брянская область, г. Карачев, 1994 г.

<…> Обращается к Вам БМУ Ильющенкова (Ялдыгина) Нина Павловна 1936 г.р. До войны я с родителями и сестрами жила в г. Севск. Отец был на руководящей работе. Когда началась война отца оставили для подпольной работы (брошюра «Севск») затем он ушел в партизанский отряд, ушла и моя сестра Варвара 1926 г.р. (санитаркой была в отряде). Старшие сестры Анна (1922 г.р.) жила своей семьей в д. Подывотье. Да, отец мой Ялдыгин Павел Борисович 1900 г.р., две младшие дочери Антонина 1930 г., и я ушли в деревню Быхи или Новоселки, теперь не помню. Вскоре нашу семью постоянно стали преследовать полицаи. Нас, детей прятали односельчане по домам. Дом сожгли. В конце концов мы с другими семьями ушли в Хиненьские леса. И все же в январе 1943 г. нас, несколько семей фашисты взяли в плен. Помню, что мама говорила нам не говорить свою настоящую фамилию (Ялдыгины). Как нас не расстреляли, и сама не пойму. Оказались в лагерях, до этого везли в товарных вагонах. Мирное население было посередине лагеря, по бокам — военнопленные с одного бока, с другого – еврейское население. Итак, мы пробыли во многих лагерях, перегоняли из одного в другой. Названий их я не помню. Хорошо помню последний лагерь около г. Рига. «Саласпилс»[2]. Там с сестрой мы пробыли с лета 1943 г. до середины декабря 1943 г. Помню и проволоки, и бараки и…плетки, которыми часто били по утрам мою сестру Тоню (она инвалид 2 группы). Но маму в этом лагере не помню. В декабре 1943 г. я и Тоня оказались уже в месте с мамой у бауэра[3] в 26 кв. восточнее г. Риги. Видимо сказались хлопоты мамы за нас. С декабря 1943 г. до полного освобождения мы жили у Бауэра. Хорошо помню его хутор-бауэр жил один со своей семьей. И здесь я получила свою порцию взбучки – жена бауэра разбила мне лоб об угол железной плиты – шрам остался на всю жизнь. Стала очень плохо слышать – и это тоже на всю жизнь. Мама и Тоня работали – у хозяина был в основном крупный рогатый скот. Названия хутора не помню. Освободили нас советские солдаты. Да, с нами у бауэра жила женщина – литовка с грудным ребенком (среднего роста, симпатичная женщина), рядом в комнате жили 5 мужчин, наши советские. Н один из них, когда пришли советские солдаты почему-то от них прятался. И все же его забрали. Освободили нас в октябре 1944 г. была сухая солнечная погода. В январе 1945 г. мы вернулись на родину мамы в дер. Ивачево, где жила ее сестра Мария Ивановна со своими детьми. В марте 1945 г. мама умерла <…> время было такое, что о пленении, что были угнаны фашистами, в то время нельзя было говорить <…>

Основание: ГАРБ. Ф.Р-2105 Оп.1 Д.16 Л.3-4об.


[1] БМУ- бывший малолетний узник

[2] Саласпилс — («Куртенгоф») — концентрационный лагерь, созданный во время Второй мировой войны (1939—1945) на оккупированной нацистской Германией территории Латвии. Существовал в 18 километрах от города Риги рядом с городом Саласпилс с октября 1941 года до конца лета 1944 года. Печальную известность лагерь получил из-за содержания в нём малолетних узников, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

[3] Бауэр -немецкий сельскохозяйственный помещик.

Другие статьи по теме:

Союз Солдатских Родителей Республики Бурятия заключил соглашение с Обществом инвалидов войны в Афганистане Московский дом Чешира

Накануне Союз Солдатских Родителей Республики Бурятия в лице Малушко Евгения Васильевича заключил соглашение с РОО «Общество инвалидов войны в Афганистане «Московский дом Чешира» о сотрудничестве и взаимодействии для комплексной поддержки и реабилитации инвалидов вследствие военной травмы и ветеранов боевых действий. «Общество инвалидов войны в Афганистане «Московский Дом Чешира» — авторитетная благотворительная организация, в течение четверти…

Читать далее...

Дети Лебенсборна

Фильм о детях-узниках

Читать далее...

В совете РСБНУ

1 февраля в режиме онлайн состоялось заседание Совета Общероссийской общественной организации  «Российский союз бывших несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей» (РСБНУ) Совет решил За текущей информацией  следите на нашем сайте. Полный отчёт о заседании Совета РСБНУ смотрите в очередном выпуске газеты «Судьба». Выступление Председателя РСБНУ Синегрибова Л.К. на заседании Совета РСБНУ 1 февраля 2023 г. в…

Читать далее...

Присяга на верность Отечеству

16 июля 2022 г. состоялось торжественное мероприятие, посвященное принятию Воинской присяги в 11-ой отдельной десантно-штурмовой бригады. Председатель Союза Солдатских Родителей республики Бурятия Поплевин Виктор Никитович выступил с напутственной речью перед солдатами срочной службы. После торжественной церемонии совместно с командованием части была проведена беседа с родителями солдат срочной службы.

Читать далее...

Открытие памятника малолетним узникам фашизма в Новосибирске

Накануне Дня защиты детей в сквере Монумента Славы открыли памятник малолетним узникам фашистских концлагерей. Над проектом работали четыре года. На изготовление и установку символической арки потребовались немалые средства, но память бесценная. На открытие, несмотря на тяжёлую болезнь, пришёл и автор — скульптор Александр Бортник. Его творение особенно растрогало свидетелей страшных событий прошлого.

Читать далее...