Моя история детства
У каждого человека, прожившего в годы Второй мировой войны, есть своя история, хорошая она или плохая. Скорей всего плохая и о ней, порой, и вспоминать не хочется.
Однако, годы проходят, история есть, знаешь только сам. Надо поведать, хотя бы детям.
Моя история из более плохих, так как я в войну потерял детство. Я, Бабошин Стефан Стефанович, малолетний узник, инвалид 11 группы. А история такова.
Вспоминается осень 1941 года. Мне полтора года, отец Стефан Иванович на фронте. Живём вчетвером- мама Наталья Никитична, два брата- Мише пять с половиной лет, четырёхлетний Коля и я малыш.
Жили в Орловской области, на южной окраине села Михайловское. Эта окраина в народе называлась «Посёлок южный». Посёлок примыкал к опушке Брянского леса, где размещался партизанский отряд.
Осень 1941 года, период наступления Советских войск. Под их натиском, немцы отступая, усиленно сопротивлялись, зверствовали, вели тотальный террор среди мирного населения. К лицам, оказывавшим помощь партизанским формированиям, проявляли особую жестокость.
Мама как могла, помогала партизанам- продуктами, стиркой белья, уходом за раненными.
В сентябре в наш дом нагрянули каратели. За связь с партизанами маму расстреляли. Труп с таблицей «Партизан» повесили во дворе на грушевом дереве. Детей немцы оставили в хате, выход закрыли и заминировали. Миша с Колей попытались выйти, подорвались и погибли. Я находился под загнетью русской печи, и остался живым.
О случившемся узнала моя двоюродная сестра Настя и тётя Марфа Никитична. Они жили в трёх километрах от нас в селе Домаха. Решили ночью забрать и похоронить трупы родных. А меня нашли живым. Тётя Марфа забрала меня к себе, к своим детям Леониду, Алексею и Анне. Все вместе и мы попали в плен.
Немцы, чувствуя наступление советских войск, село Домаха и окрестные селения сожгли, а жителей колоннами начали угонять на Запад. Под конвоем нас гнали пешком, кто отставал, тех били. Тех, кто сопротивлялись и не хотели идти, убивали. Ослабленных и больных тоже убивали.
Пригнали нас до станции Комаричи Брянской области, погрузили в товарные вагоны, прицепили к составу с вооружением и немецкими солдатами. При движении на состав налетела авиация. Бри бомбёжке рельсы были разрушены, несколько вагонов с людьми были разбиты. Нас, оставшихся в живых, пешим порядком пригнали на стацию Брасово Брасовского района Брянской области.
Нас погрузили в товарные вагоны как скот и привели на станцию Ямполь Сумской области в Украину. На пути следования нас использовали как живой щит, выставляя женщин и детей, покрыв их головы белыми платочками, так как наши вагоны были в составе с вооружением и немецкими солдатами. Таким образом немцы ставили себя в безопасность при налётах Советской авиации.
На станции Ямполь людей выгрузили, рассортировали, трудоспособных погрузили в вагоны и повезли дальше на Запад.
Нас, оставшихся, пригнали в село Полеевка Ямпольского района Сумской области, где был пересыльный немецкий лагерь. Эта территория была огорожена колючей проволокой, а по углам стояли сторожевые вышки. Людей разместили в пустующие помещения животноводческой фермы. Нам достался свинарник. Окна были обнесены колючей проволокой, помещение охранялось вооружёнными немцами и местными полицаями. Нас практически не кормили. Иногда приносили какие-то очистки, бывало и гнилые. Рассыпали в корыта, тем мы и довольствовались. В пересыльном лагере содержали нас в нечеловеческих условиях, под постоянным страхом смерти, побоев и голодными.
В сентябре 1943 года немцы и полицаи практически озверели, одно из помещений сожгли вместе с людьми. Содержали в нечеловеческих условиях, в холоде до середины октября 1945 года и готовили к отправке на Запад.
Под натиском наступающих Советских войск немцы поспешно отступали, оставив угнанное ими население в помещениях. В это время местные полицаи забили все двери, ворота и готовили эти помещения с людьми сжечь. Но не успели. Мы остались живыми. Большая благодарность освободившим нас воинам Советской армии!
После освобождения из лагеря мы пешком возвращались по родным местам. В село Домаха мы дошли только в конце ноября 1943 года. Села, как такового, и не было, всё было сожжено дотла.
Наспех выкопали землянку. Тётя Марфа пошла работать в колхоз имени Мичурина. Я в группе малолетних ребят из шести человек учавствовал в сборе неразорвавшихся снарядом мин, гранат, толовых шашек. Было много ящиков с патронами как немецких, так и наших партизан в блиндажах. Много чего было… Двое детишек погибли. Руководил нами дядя Сумаков, демобилизованный по ранению, инвалид с деревянной правой ногой. Наше детское участие в этом деле способствовало в безопасности проведения сельхоз работ, так как поля очищались от невзорвавшегося опасного мусора, а также в безопасности работающих на полях женщин, стариков и детей.
Летом 1946 года вернулся с войны и приехал за мной отец. Год прожили в Белоруссии ( деревня Браново Слуцкого района Мнской области). Там у меня была первая мачеха. Она не хорошо ко мне относилась, и отец с ней не сжился. Мы переехали в деревню Авиловка Шебекинского района Белгородской области по при – глашению его однополчанина Чернова Василия Николаевича ( в последствии он стал моим крёстным отцом). Он же познакомил моего отца с женщиной Глазуновой Татьяной Евдокимовной и они стали жить вместе. Она меня приняла радостно и стала мне мамой. Муж её погиб на войне, у неё росла дочь Маруся. Жили мы мирно и вся моя подростковая и юношеская жизнь была окутана заботой и любовью Татьяны Евдокимовны.
Я окончил семь классов Первоцепляевской школы. Решил учиться дальше и без рекомендации и разрешения отца сам отнёс документы в Большетроицкую среднюю школу. Обучение с 8 по 11 классы в то время было платным, мне пришлось зарабатывать на одежду, книги, обучение. Брался за любую работу. Разбирал разрушенное кирпичное здание Большетроицкой МТС, выбирал и очищал кирпичи, складывал по кубометрам и получал оплату. Учавствовал в распиловке дров в лесничестве. Летом нанимался по заявкам месить кизяки для других дворов. Это была необходимость- у людей практически не было денег на дрова и уголь и и топили печи зимой кизяками, они меня кормили и немного оплачивали. В 10 и 11 классе на каникулах вместе с отцом работал помощником комбайнёра на целине.
После окончания 11 класса по направлению Большетроицкого военкомата прошёл медкомиссию и поступил в Гомельское радиотехническое училище войск ПВО страны. Позже закончил Куйбышевскую академию железнодорожного транспорта. Работал в отделении ……. дороги ревизором по безопасность движения поездов. Далее участвовал на строительстве комплексов завода КамАза и города Набережные Челны с первого колышка. Работал в одном из управлений комплекса завода КамАз Главным инженером, Ведущим инженером промышленной и транспортной безопасности КамАза.
Вместе с женой Антониной Васильевной (уже ушла из жизни) воспитали 5 детей (3 дочери и 2 сына). Старший сын погиб в автокатастрофе после службы в ракетных войсках. Младшая дочь умерла от болезни в 25 лет. Средний сын участник в первой Чеченской войне, вернулся раненным, награждён медалью «За отвагу». Две дочери живут в Набережных Челнах. У меня 4 внука, 1 внучка и 4 правнука.
После смерти жены познакомился с женщиной и переехал в город Сыктывкар. Прописался по месту пребывания, чтобы получать здесь пенсию.
До момента уезда из Набережных Челнов был Председателем общества малолетних узников города. Дела передал Кудряшову Борису Петровичу. Связь не теряю. Помогаю в работе общества БНУ города Сыктывкара и Республики Коми.
Ежегодно к 9 мая на Парад Победы приезжаю в город Набережные Челны, где встречаюсь со старшеклассниками города, несущих службу на Первом посту у Вечного огня.
10-15 процентов из них несут срочную службу в Президентском полку, по возвращению со службы поступают в ряды силовых структур.
В свободное от лечения время занимаюсь дачей. В северном крае выращиваю яблоки с большим результатом. Раньше занимался резьбой по дереву, вырезал шкатулки. По жизни бодр, всех люблю и желаю здоровья, счастья и благополучия в семьях. Мирного неба над головой, победы над возникшей чумой нацизма!
Победа будет за нами!!!
Бабошин Стефан Стефанович
Другие статьи по теме:
Как добиться своего
Моя биография Я, Дерябина Лилия Васильевна родилась 18 сентября 1936 года в гор. Уссурийск Приморского края. С 1938 года наша семья: мама Антонина Алексеевна Дерябина, папа Матюхин Василий Павлович, проживала во Владивостоке. В июне 1941 года мы поехали в Брянск, в гости к родителям моего отца. Через две недели началась война. Отец был офицером, поэтому…
Читать далее...Воронеж-город воинской славы чествует уважаемых горожан
Вчера 14.09.2017г. меня наградили знаком «Воронеж-город воинской славы». А завтра будет праздноваться «День города». Знак «Воронеж — город воинской славы» в День города получат 6 человек Мэр Александр Гусев подписал постановление о награждении шестерых горожан знаком «Воронеж — город воинской славы».
Читать далее...Бывших узников-малолеток признают ветеранами
Об этом 15 сентября сообщила «Российская газета». Законопроект депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга, переданный в Госдуму, предлагает внести поправки в федеральный закон о ветеранах, включив туда новую категорию – бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, которые фашисты создали во время войны.
Читать далее...Памяти журналиста
После тяжёлой и продолжительной болезни на 76-году ушёл из жизни заместитель главного редактора сайта МСБМУ, член Международного союза журналистов Сколков Дмитрий Георгиевич.
Читать далее...Бессмертный полк: марш продолжается!
Около 5 миллионов детей погибло в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Они не увидели и не услышали салюта Победы в 45-м. Сотни тысяч наших юных соотечественников были расстреляны, повешены, замучены в фашистских застенках, умерли от голода и болезней. Над советскими ребятами проводились бесчисленные и бесчеловечные медицинские эксперименты, у них забирали детскую кровь для раненых солдат гитлеровской Германии…
Читать далее...