Анкета. Война глазами детей

Тем, кто хочет знать историю своей семьи и передать память о прошедших событиях потомкам

Анкета адресована людям, чье детство пришлось на годы войны (1927-1945 гг. рождения) и тем, кто организует сбор сведений об их жизни в военные и послевоенные годы.

Цель акции: сохранить для потомков (прежде всего для внуков и правнуков) память о героических и трагических событиях прошедшей войны в печатном виде или в аудиовидеозаписи.

Дети войны — последние живые участники и свидетели тех далеких событий. Они несут в себе бесценную информацию о пережитом. Редкие встречи с ними школьников отличаются особой атмосферой доверия. Ведь в детской памяти запечатлеваются порой невероятные детали, которые проходят стороной у взрослых. Роль детей войны в патриотическом воспитании подрастающего поколения бесценна. И эта роль впредь будет возрастать еще больше по мере ухода из жизни людей старшего поколения, фронтовиков и тружеников тыла. Общение молодежи с детьми войны — это эстафета генетической памяти поколений: «Дети войны — детям мира».

Воспитание любви к Родине начинается в семье. Родители, родственники, родина — однокоренные слова. Знание своих корней, своих родственников, участников исторических событий, происходивших в нашей стране — важнейший элемент патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведь то, что стало автобиографическим фактом, остается навсегда в долговременной памяти, придает сильную эмоциональную окраску тому, что ребенок узнает из учебников, прочитанных книг и фильмов. Эти факты осмысливаются потом по мере взросления и накопления новых сведений о далеких событиях.

Поставленные вопросы — это канва, ориентиры, подсказки. Они могут быть изменены. Ответы на них могут быть как короткими, так и в виде обширных повествований. Это могут быть собственные воспоминания, или воспроизведение рассказов ушедших из жизни родственников и знакомых, переживших войну.

  1. Где жила Ваша семья, когда началась война.
  2. Состав семьи и род занятий членов семьи.
  3. Как узнали, что началась война. Как было воспринято Вами, членами семьи, знакомыми сообщение о нападении Германии на нашу страну.
  4. Как провожали на фронт близких родственников, соседей, знакомых.
  5. Какие вести приходили с фронта. Письма-треугольники со штампами «Полевая почта» и «Проверено военной цензурой», «похоронки». В каких сражениях принимал участие ваш родственник, его боевой путь.
  6. Жизнь в тылу. В каких условиях учились: занятия в три смены, так как в школах размещались госпитали; холод (замерзали чернила в «невыливашках»); дефицит учебников и бумаги (писали на обоях или обороте старых квитанций); работа школьников на колхозных полях, дежурства в госпиталях. Характерные черты военного быта: как питались (продуктовые карточки и их «отоваривание», ночных очередях с номерами химическим карандашом на ладони или мелом на спине); сбор колосков и «тошнотиков», лебеды и щавеля; одежда и обувь от старших сестер и братьев; походы из города в села для обмена вещей на продукты и др.
  7. Жизнь на оккупированной врагом территории. Первая встреча с оккупантами. Как прятали от немцев молодежь, скот, продовольствие. Как выживали в местах, где активно действовали партизаны. О предателях из своих (полицаи, старосты). Жизнь в блокадных городах (Ленинград, Сталинград, Одесса, Севастополь и др.), в прифронтовой полосе.
  8. Фашистские концлагеря, гетто, тюрьмы, пересыльные лагеря и карантины. Что пережили узники фашизма.
  9. Как встречали День Победы, вернувшихся с войны воинов. Что они рассказывали о пережитом на войне, о сражениях на фронтах, в партизанских отрядах.
  10. Жизнь в послевоенные годы. В каких условиях учились, первая специальность и место работы. Продвижение по службе и работе.
  11. Какие сохранились материалы об участии членов семьи в Великой Отечественной войне и их жизни в послевоенный период (награды, письма, фотографии, воспоминания и т.д.).

 

От составителя анкеты

Вопросы анкеты основаны на воспоминаниях автора о своем военном и послевоенном детстве, многолетнем опыте работы с молодежью, издании трех книг воспоминаний товарищей по военной судьбе — бывших малолетних узников фашизма.

Собранные материалы предназначены, прежде всего, для семейного пользования. С ними должно быть ознакомлено младшее поколение семьи. К этим материалам надо возвращаться в памятные даты Великой Отечественной войны, в дни рождения и ухода из жизни участников войны.

Наиболее информативные, красочно оформленные материалы (их ксерокопии) могут быть переданы в школьные или краеведческие музеи.

Автор надеется, что найдутся энтузиасты, кто возьмет на себя труд обобщить собранные материалы и написать книги.

А.Ф.ШУРАЕВ,

заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук

Кемерово

Телефон 36-33-89

Другие статьи по теме:

МЫ ПОМНИМ О ПРОШЛОМ – РАДИ БУДУЩЕГО. Анонс

Псковская  областная  общественная  организация «Социально-правовая поддержка граждан «Несовершеннолетние узники фашистских концентрационных лагерей»  реализует проект  «Мы помним о прошлом — ради будущего. Музей, созданный бывшими узниками фашистских концлагерей, проживающими в Псковской области». Проект    осуществляется  в период  с 1 августа 2013 года по 31 июля 2015 года в рамках Программы «Место встречи: диалог», финансируемой германским государственным Фондом…

Читать далее...

ДЕТИ-УЗНИКИ ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ ПРОТИВ НЕОФАШИЗМА

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашего единого государства – СССР, его республик Белоруссии, России, Украины, Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии, подвергшихся оккупации фашистской Германией и её союзниками. Эта война не обошла и миллионов детей, оказавшихся самыми незащищенными и безвинными жертвами фашистов. Впервые в истории войн преступления агрессоров против детей и детства стали элементом…

Читать далее...

СУМЕЛИ ИСТИНУ ДОНЕСТИ

В преддверии 11 апреля – Международного  дня освобождения узников фашистских концлагерей ученики 7 «А» класса МБОУ «Средней общеобразовательной  школы № 15» г.Калуги встретились с бывшими малолетними узниками. Ребята внимательно выслушали воспоминания о военном времени. Филатова В.Н., Ищенко Л.А., Бошмакова А.В., Павлова К.С., Лукьянова Н.Г. — седые дети войны, они не могли сдержать слез. Встреча прошла…

Читать далее...

Я С ИНТЕРЕСОМ ОЖИДАЮ ВАШ ОТВЕТ

Уважаемый г-н редактор газеты «Судьба»! Меня зовут Александр Енгельбрехт, я студент исторических наук в университете города Лейпциг (ФРГ) и пишу работу о советских узниках фашизма в России. Хотя тема  преступлений „третьего рейха“ неплохо исследована, в Германии почти ничего неизвестно об организациях, которые занимаются этой темой в России. По этому я надеюсь , что Вы не…

Читать далее...

«ДЯДЯ, А ТЫ НЕ ОБМАНЫВАЕШЬ?..»

Я, Соловьёв Михаил Артемьевич, родился в Могилевской области Горецкого района в деревне Михайловичи. В лагерь попали в 1942 году вместе с матерью. Мама была в партизанском отряде связной. Кто-то доложил на неё в комендатуру. Маму арестовали, долго допрашивали, сильно били, ломали пальцы, пробили голову. Вскоре нас отправили в лагерь под город Шклов вблизи деревни Окунёвка….

Читать далее...