В порядке информации разрешите сказать…
ПЕРВОЕ. Уважаемые работники редакции газеты «Судьба»! Поздравляю Вас всех с Великим Праздником – 70-й годовщиной Великой Победы. Трудно представить, что не было бы газеты «Судьба». Кто бы вспомнил о нас, бывших узниках фашистских концлагерей, кто бы защитил, ободрил, поздравил? Живите долго и счастливо. Ваш читатель.
ВТОРОЕ. С сожалением можно сказать, ни один из трех законопроектов о детях войны не принят Госдумой – заключение профильного комитета и вывод Правительства РФ – все законопроекты отклонить, что и было сделано. И ничего не помогло: ни обращение Российского Союза бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, ни письма и звонки отдельных лиц. (Об этом сообщалось в статье «Война их лишила детства, а теперь ущемляют их старость» — газета «Советская Россия» № 20 (14115) от 28.02.15), а также сообщения в газете «Судьба».
ТРЕТЬЕ. Газета «Казанские ведомости» открыла рубрику «История войны в вещах», где предложила читателям рассказать о вещах, в которых отразилось военное время. На мой взгляд, это интересное начинание. Сколько интересных фактов сообщили читатели в вышедших номерах газеты!
ЧЕТВЕРТОЕ. Во многих странах отметили 11 апреля – Международный день памяти узников фашистских концлагерей. А мне в этот день вспомнился один эпизод военного лихолетья. Факт – незначительный, но запомнился навсегда.
КРАСНАЯ СМОРОДИНА
1944 год. Эшелон с захваченными людьми из Псковской области все дальше уходил на запад, вглубь Германии. Знающие географию с беспокойством говорили: «Куда же нас везут? Уже кончается Германия, там за Рейном – Франция». И вот, наконец, остановка. В окрестностях города Пфорцгайм русских выгрузили прямо на откосе железнодорожных путей, построили в колонну и в сопровождении охраны погнали в концлагерь, в деревню Ниферн. (Как потом стало известно, это был концлагерь русских военнопленных, которых незадолго до этого угнали в шахты Рура, а им на смену привезли новую партию рабов).
Серая колонна уставших, голодных людей медленно движется по шоссе, – взрослые, дети, старики… В хвосте колонны, выбиваясь из сил, еле тащится мужчина. На руках у него больной сын – мальчик лет семи, который в товарном вагоне, битком набитом людьми, тяжело заболел и не может идти. Вот уже в зелени садов показались двух-, трехэтажные дома под черепичными крышами, – Ниферн.
И вдруг из палисадника одного из домов быстро выходит немка средних лет. В руках у нее кулек из бумаги, а в нем ягоды – красная смородина. Женщина пытается подойти к отцу с ребенком, но охрана отталкивает ее. Она пытается что-то объяснить по-немецки. Для идущих понятно только два слова: «Кинд – ребенок, кранк – больной». Ее не подпускают к колонне. И все-таки она прорывается через охрану и передает русской женщине, матери больного ребенка, кулек с ягодами.
Дело даже не в ягодах. Впервые эти угнанные в Германию русские люди увидели, что простым немцам не чуждо сострадание к попавшим в беду людям из другой страны, с которой у них идет страшная война. И это давало надежду на то, что бредущие в концлагерь все-таки останутся живы…
Пролетели годы, и уже не верится, что того мальчика звали Александр Перепеч.
Александр ПЕРЕПЕЧ,
бывший малолетний узник фашистских концлагерей.
Казань
Другие статьи по теме:
Свеча «Судьбы» не угасает
Многолетние старания издателей и распространителей газеты жертв нацизма получили поддержку Общества «Знание» России и Германского Федерального фонда «Память, ответственность и будущее» Минуло двадцать два года со дня выхода в свет первого номера газеты «Судьба» — издания Международного союза бывших малолетних узников фашизма (МСБМУ). Дата не юбилейная, но повод для гордости весьма достойный. Само появление…
Читать далее...Неонацизм и фашизм – угроза миру!
Воззвание участников Международной встречи руководителей ветеранских организаций государств антигитлеровской коалиции, посвященной 70-летию Великой Победы над фашизмом в 1941-1945 годах Нынешнее поколение ветеранов войны хорошо знает, что такое война. Все они шли по ее трудным дорогам, близко видели смерть, ад фашистских лагерей. Огонь войны унес более 50 млн. человек, огромные материальные ценности, навсегда уничтожил многие памятники мировой культуры. До…
Читать далее...Кукла на дороге
Спешу поделиться В нашем городе открылся музей памяти бывших узников фашизма. Недавно в Пскове побывала группа узников из Ленинградской области, с Сиверской, многие удивлялись: как удалось создать такой музей? Огромную благодарность я выразила программе «Место встречи: диалог», в рамках которой создавался музей. Рассказала об узниках-активистах, они работали с особым усердием, о замгубернатора В.В.Емельяновой, замглавы города…
Читать далее...Вот такие пироги
ПРИСТУПАЯ к реализации проекта «Клуб «Бабушкины пироги» для бабушек (бывших узников фашизма) и их внуков», который реализуется в рамках благотворительной Программы «Место встречи: диалог», осуществляемой CAF России при поддержке Фонда «Память, ответственность и будущее», его авторы и координаторы даже не предполагали, к каким откровениям приведут воспоминания бывших концлагерников
Читать далее...«Нет справки из концлагеря? Не верим»
Рассказ об ужасе, который пришлось испытать ребенку у фашистов, на чиновников впечатления не произвел. В документ из партизанского отряда не поверили. Для получения статуса малолетнего узника фашистского концлагеря сибиряку не хватило справок. В редакцию газеты накануне Дня Победы обратился Александр Апанасенко — когда ему было шесть лет, он попал в плен к фашистам. Его заставляли собирать милостыню под дулом…
Читать далее...