Мы не можем молчать!

Зайцева Алена Алексеевна, Губанова Ирина Юрьевна[1]

студентки 4 курса Бурятского государственного университета

Научный руководитель: Цыренова Марина  Геннадьевна, к. п. н., доцент.

 

«Забытые Уроки Холокоста в Бурятии: взгляд на проблему»

С момента окончания второй мировой и Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет. Казалось бы, это внушительное временное расстояние надёжно оберегает наших современников от возрождения той человеконенавистнической идеологии и практики геноцида целых народов, которые олицетворял собой нацизм. Казалось бы, человечество на генетическом уровне застраховано от возрождения проповеди расовой и этнической исключительности, религиозной розни и нетерпимости.

Однако события, имеющие место в современном мире – вскармливание нацизма на Украине, человеконенавистническая идеология и практика религиозных экстремистов ДАИШ и т.д. — показывают, что фашизм, нацизм, расизм, религиозный экстремизм и фанатизм, прочие человеконенавистнические идеологии вовсе не изжиты. Они способны возрождаться. Их носителями сегодня становятся совсем молодые люди, а этнические и религиозные чистки, факельные шествия с нацистской символикой имеют место даже в «цивилизованной» Европе.

В моей мирной и благополучной в этом отношении Республике Бурятия не так давно всех потрясла новость о том, что один из её столичных жителей Александр Тихомиров стал участником террористических бандформирований, близких к запрещённой на территории РФ «Аль-Каиде», одной из крупнейших ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабистского направления ислама. Он также стал  исламским проповедником и одним из идеологов северокавказского вооружённого подполья так называемого имарата Кавказ под именем Саида Бурятского[2].

Сегодня нет гарантии, что человеконенавистнические идеи не найдут благоприятную почву в подростково-молодёжной среде в каком-либо регионе нашей страны, так как в мире вновь появился «запрос» на эти изуверские идеи и не менее изуверские практики. Ведётся целенаправленная борьба за молодые неокрепшие умы и души, которые оказываются психологически уязвимыми и незащищёнными от технологий манипулирования массовым сознанием.

Противостоять распространению человеконенавистнических идей можно несколькими путями. С одной стороны, через максимально широкую социализацию молодёжи, приобщение её к различным видам позитивной деятельности на благо людей. С другой стороны, путём ознакомления их с истинными мотивами поступков тех людей, которые являются их авторитетами, раскрывая звериную природу их притязаний на господство. А с третьей стороны, необходимо свято хранить крупицы исторической памяти, знакомить подростков с конкретными примерами из жизни людей, ставших жертвами геноцида или пострадавших от рук палачей, а также рассказывать им о тех, кто, рискуя своей жизнью спасал от гибели миллионы людей в фашистских застенках и лагерях смерти, кто пошёл очень рискованным для них самих путём праведников народов мира.

История Холокоста является для миллионов наших современников страшным напоминанием о том, на что способны изверги рода человеческого, о том, как человечество вынесло нацизму и руководителям рейха справедливый приговор, а также о том, что за человеконенавистнические идеи и действия этих новых варваров ждёт неминуемая расплата.

Бурятия, по земле которой не топтались нацисты, откуда не угонялось на чужбину мирное население, где никогда не было еврейских гетто и массовых расстрелов лиц еврейской национальности, тем не менее, имеет интересные примеры связи с темой Холокоста. Так, благодаря проведённой научно-практической студенческой конференции, мы узнали, что наш земляк Сахьянов Владимир Афанасьевич, замполит 406-го полка 100-й дивизии, освобождал фашистский лагерь смерти Освенцим. Республика стала хранительницей едва ли не самого уникального и внушительного в России архива исторической памяти — свидетельских показаний против зверств нацистов гитлеровской Германии и политических репрессий, которым подвергались жертвы фашизма в послевоенном Советском Союзе.

Рассказы очевидцев, воспоминания узников фашистских концлагерей, их родных, близких в течение 14 лет собирал и бережно хранил Леонид Синегрибов, редактор газеты международного союза бывших малолетних узников фашизма «Судьба», издающейся в Улан-Удэ[3]. Сам он, будучи ребенком, познал ужасы нацистских лагерей, но был спасен литовской семьей… Леонид Синегрибов отдал все свои драгоценные письма в Национальный архив Республики Бурятия.

Сегодня Леонид Синегрибов известен как председатель «Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей», как основатель и редактор единственного в мире печатного издания, посвященного жертвам нацизма[4].

Но этот бесценный архив будет востребован в том случае, если среди граждан Бурятии, прежде всего, среди молодёжи республики, будет существовать неподдельный интерес к проблеме Холокоста и шире – к проблеме возрождения человеконенавистнических идей в современном мире.

Чтобы узнать о том, в какой степени в республике выражен интерес к данной проблеме и вообще каково отношение наших соотечественников к теме Холокоста, мы провели социологический опрос жителей города Улан-Удэ и приезжих на эту тему, а затем решили выделить возрастную группу респондентов от 13 до 25 лет, а именно учащуюся молодежь города Улан-Удэ.

Для чего мы проводили этот опрос? В первую очередь – для отражения проблем и на просмотр мнения общества. Так же это пропаганда истории целого народа. Те респонденты, которые не смогли ответить не на один вопрос анкеты, волей-неволей должны были задуматься о своих познаниях, связанных с Холокостом.

Ответы нередко носили противоречивый характер. Они интервьюеров показали, что процент осведомлённости жителей Улан-Удэ о Холокосте равен 43%, но на вопрос, нужно ли сохранять память о тех событиях, положительно ответили 67% всех респондентов.

Результаты опроса среди учащейся молодежи тоже показались нам достаточно противоречивыми. Так, на вопрос, откуда вы узнали о Холокосте, 23% респондентов ответили, что это имело место в школе; из них 70% интервьюеров ответили, что не проходили тему Холокост в рамках школьной программы. Можно сделать вывод, что, вполне вероятно, у респондентов были иные источники информации, такие, как кинофильмы и телепередачи, которые достаточно глубоко раскрывали эту проблему.

Следует заметить, что опрашиваемые были разного пола и возраста, разных национальностей и вероисповеданий, а также имели различный социальный статус. Так же среди опрашиваемых были как городские, так и сельские жители.

На основании проведенного пилотажного исследования можно сделать следующие выводы.

  1. История Холокоста, события и имена людей, так или иначе связанных с ним, известны более подробно жителям Улан-Удэ в возрастной группе 45-65 лет. Удивительно в этом то, что эта возрастная группа получила образование в СССР, когда тема Холокоста открыто не афишировалась. Вполне вероятно, что знания о Холокосте они приобрели из исторических сюжетов телепрограмм или из кинофильмов на данную тематику, которые с успехом прошли по различным каналам ТВ. Эта возрастная группа более чувствительно относится к историческим сюжетам, историческим публикациям, ток-шоу на исторические темы на телевидении.
  2. Жители Улан-Удэ в возрасте от 30 до 40 лет имеют более поверхностное знание о самом Холокосте, о его проявлениях, хотя они сформировались как личности в условиях Российской Федерации, где тема Холокоста уже получила определённое развитие.
  3. Молодые люди от 16 до 25 лет имеют очень слабое представление об опрашиваемых событиях, многие слышат о нем впервые, хотя именно эта возрастная группа имела возможность получить сведения о Холокосте из школьных программ по всемирной и отечественной истории.

Мы считаем, что это связано с тем, что в школе и в средствах массовой информации, проблемы геноцида еврейского народа рассматриваются крайне редко, не систематично, не всегда в нужном контексте. К тому же последние две возрастные группы получают информацию преимущественно из Интернета, а в его ресурсах тема Холокоста является более периферийной, чем на ТВ.

Мы считаем, что в нашем городе нужно поставить памятник или памятную доску о Холокосте, несмотря на то что, город Улан-Удэ, находился далеко от основных гетто на территории СССР. Это вызовет интерес у жителей, а так же у молодежи нашего города.

Уроки Холокоста свидетельствуют о том, что, если в нашей республике они не будут в достаточной степени осмыслены, то в нашем поликультурном обществе с открытыми границами, как виртуальными, так и реальными, могут возникнуть проблемы формирования толерантных личностей, что может привести к обострению межнациональных отношений и возможному повторению некогда пройденной истории.

Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод о том, что молодое поколение нашего города очень плохо осведомленно о таких страшных страницах в истории как Холокост. Изучение данной темы позволит молодому поколению осознать хрупкость гуманистических ценностей в современном мире, сохранить память о жертвах геноцида и понять, как важно противостоять ненависти, агрессии, жестокости, что необходимо хранить память людях, уничтоженных в ходе геноцидов по какому-либо признаку – этно-национальному, религиозному, расовому и т.д. Иначе это может случиться и в нашей республике. А это значит, что наша дальнейшая работа по изучению темы Холокоста только начинается!

Минобороны переводит архив на «гражданку»

Министерство обороны РФ раскрыло архив из 28 тыс. трофейных документов нацистской Германии, вывезенных в СССР в годы Второй мировой войны. Доступ к документам, хранящимся в Центральном архиве Минобороны (ЦАМО), получили эксперты Германского исторического института в Москве. Немецкая сторона готова потратить более €2,5 млн на оцифровку документов и размещение их в интернете. По мнению историков, раскрытие такого массива документов даст много новой информации о жизни на оккупированной нацистами территории СССР.

[1] Научный руководитель – Цыренова М. Г., канд. пед. Наук, доцент. Статья написана по материалам проекта, занявшего 1 место в студенческом конкурсе научных работ БГУ в 2014/2015 учебном году.

[2] Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саид_Бурятский

[3] Электронный ресурс. Режим доступа: http://gazetasudba.ru

[4] Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.infpol.ru/obshchestvo2/item/10443-ty-pochemu-ostalsya-zhivoj/10443-ty-pochemu-ostalsya-zhivoj.html?tmpl=component&print=1

Другие статьи по теме:

Весть из Киева. Он ушёл…

НИКОЛАЕВ Вячеслав Михайлович Он ушёл… Навсегда! В.М. Николаев был не просто активистом-ветераном движения. Он был примером (для всех нас!) преданности идеалам нашего международного союза, зажигательности поступков, самозабвения в работе. Верный друг и соратник организатора Первой Всесоюзной встречи бывших малолетних узников фашистских концлагерей (Киев, 22 июня 1988 года), ответственного секретаря первого Совета СБМУ  при Советском детском…

Читать далее...

Мы не можем обойти памятью их поколение

Когда началась война, моей бабушке Демидовой Тамаре Дмитриевне (в девичестве Бурлакова) было 4 года, поэтому помнит она не очень много. Знает, что её отец Бурлаков Дмитрий в начале войны ушел на фронт, а мать уже без него родила четвертого ребенка – сына, который жил недолго, заболев корью. Её мама начала работать уборщицей в Доме культуры….

Читать далее...

Операция «Багратион — 2016»

7 июля 2016 года успешно закончилась поездка украинских ветеранов «Багратион — 2016» — мемориальный визит делегации участников боевых действии, ветеранов военной службы и жертв нацистских преследований в современную Республику Беларусь.

Читать далее...

Послушайте песни «Концлагеря» и «Бессмертный полк»

Уважаемые друзья! Всем добрый день. Сегодня из Томска позвонил автор нижеуказанных песен, прошу прослушать и высказать свое мнение для ответа автору. Заранее благодарю.

Читать далее...

Памяти Е.П.Кузина

«Я — сын рассветов и лугов…» Имя Евгения Петровича Кузина, (1936- 2016) поэта, прозаика, патриота исследователя  Почётного гражданина города Карачева, бывшего малолетнего узника фашизма,  широко известно не только в Карачеве, но и в районе, области, и за её пределами.           Наш земляк имеет большое количество заслуженных наград и регалий, —  члена Союза писателей России, лауреата премии им Ф.И….

Читать далее...