Подранок суровых лет
И дети, внуки, а теперь и правнуки, даже никогда не видевшие своих погибших в Великой Отечественной войне предков, испытывают необъяснимую боль от воспоминаний, которые живут и будут, наверное, жить всегда. Потому что самая стойкая и долговечная — это память сердец, передаваемая из поколения в поколение.
При встрече с Фибих Владимиром Августовичем я поняла, что наша память, как потревоженный улей. Не тревожишь – спокойная, а стоит завести разговор о военных годах, болит нестерпимо в груди, раны не заживают. Дети войны! Самое страшное словосочетание – дети и война.
Володя Фибих родился в 1935 году. Отец Август Андреевич, немец по национальности, с женой Анной Яковлевной и сыном жили в Саратовской области, в селе Гримм, ныне село Красноармейское. Далеко в памяти остались рассказы мамы, что еще при царе Петре предки их, немцы, поселились в Поволжье. Дед, прадед, отец Володи родились уже в России. Внезапно, как проливной неожиданный дождь, ворвался в жизнь людей 1941 год, перевернув всю жизнь мальчика и его семьи. Тогда, многие семьи немцев и их родственников, в том числе и Володина семья, выселялись в Красноярский край. Отца в то время с ними уже не было, он в 1939 году ушел в армию. Мальчику было 4 года, но помнит многое. Поезд с переселенцами пришел в Красноярский край. Жизнь надо было начинать с нуля. Мама, библиотекарь по образованию, выучилась на комбайнера и работала в колхозе. В 42-м Володя пошёл в школу. В 43-м забрали маму. Ей тогда было 27 лет. В этот день, который останется у Володи на долгие годы, у мальчика как будто каленым железом вырвали сердце. Вновь плач детей, страх и горе сковало души людей. Забирали тогда и мужчин и женщин. Отправили их в трудовые лагеря в Закаменский район.
Матери Володи довелось работать на лесоповале, мыть вольфрам в ледяной воде, чтобы заработать паек хлеба. Володя жил с дедом. Дед переживал, что Володя будет голодать и хотел отдать его в детский дом, но бабушка не позволита. Она говорила, если умрем, его и так заберут в детский дом, а так ребенок все же среди своих родных. Голод в те годы стоял страшный. Все время Володе хотелось есть. Дом, где жили дед с бабушкой, был большой. Приходилось заготовливать много дров, чтобы истопить печи. Володя с братом валили деревья, распиливали их, кололи и привозили на санках. Также приходилось ходить за плугом. А вечерами работали на своем огороде. Война продолжалась. Голод не отступал. Износилась одежда. Тетка Володи пошила ему из грубой мешковины-брюки и рубашку. Мама Володи стала понемногу присылать денег в конверте, чтобы хоть как-то позаботиться о своих родных. Но не всегда деньги доходили до семьи, конверты вскрывались, деньги изымались.
Шли годы, закончилась война. Победе радовались все, от мала до велика. Сколько надежд Володя возлагал на то, что скоро встретится с мамой, что жизнь наладится. Если бы он знал, что впереди его снова ждут лишения и разочарования. Не скоро ему придется встретиться с мамой. Еще несколько лет ему пришлось жить с бабушкой и дедом. Наступил 1954 год. Володе 16 лет. Вот здесь-то и начались новые испытания. Необходимо было отмечаться в комендатуре военной, так как Володя был сыном немца, хоть уже давно и обрусевшего. В те годы вышли один за другим постановления, подписанные В.М.Молотовым, М.И.Калининым и Ефремом Ворошиловым, которые запрещали покидать места проживания, нельзя выехать куда-либо, нельзя отлучиться. Вскоре Володю вызвали в комендатуру и предложили отказаться от имущества, предлагая подписать соответствующие бумаги . Владимир отказался подписывать что-либо. Ему грозили: «Увезем, посадим». Володя твердил одно: «У меня нет никакого имущества».
Время шло. Мать звала к себе. Володя скучал по маме и наконец решился. Ехать к матери в поселок Баянгол, Закаменского района Володе пришлось вместе со своей тетей, которая хотела забрать к себе свою дочь из другого района. Ехали два месяца. Стояла зима. От долгой дороги в одежде мальчика завелись вши. Помыться удалось только в Джиде. Ошибочно вылезли на станции Чита. Кушать было нечего. Володя находил, где придется, зеленые корки хлеба и подъедал их. До Джиды добраться не на чем, попутчиков никто не брал. А мороз под 40 … В это время Володя узнаёт, что мама родила, у нее появилась семья. Юноша решил, что теперь он не нужен своей матери. Захотелось умереть…
Только в 1947 году в декабре месяце доехал Володя до матери. Мама работала в столовой. В их доме, где Володя стал жить с мамой, проживали тогда три семьи. Дом хотя и двухэтажный, но квартирки маленькие. У матери была комнатка с буржуйкой. Жить стало легче, такого голода, как в войну, уже не было. Володя тогда первый раз увидел своего братика семимесячного младенца. Мальчик пошел в школу, приняли в четвертый класс. Среди учителей считался переростком. Вскоре пошел работать в Баянгольскую РЭС учеником электромонтера. В 1956 году Володю призвали в армию. Попал на Курилы, остров Итуруп. Служил в авиации. Демобилизовался в 1959 году. Вернулся в РЭС Джидинского комбината, работал на электростанции, на вольфрамовом производстве в Баянголе. После службы женился на Таисье Гавриловне. Молодые получили отдельное жилье. Володю выбрали секретарем комсомольской организации. Комсомольцы и молодежь построили стадион в Баянголе, обсадили саженцами деревьев аллеи. Вскоре Володя вступил в партию. Жизнь текла своим чередом и в семье родились и уже подрастали две дочери. Узнав, что по соседству открывается угольный карьер, Володя учится на экскаваторщика. Учится вечерами, а практику проходит в руднике. Получает диплом экскаваторщика. Материальное положение в семье заметно улучшилось. Но «происхождение» вновь сыграло злую шутку. Как-то один парткомовец высказался на собрании: «Почему мы немца представляем к награде?». Но Гармаев, будучи тогда директором предприятия (умный и порядочный человек), твёрдо возразил: «Награды даются за добросовестный труд, тем, кто лучше работает, этот человек работает лучше других, ему и награда, а национальность здесь ни при чём». Так Владимир получил орден «Знак Почета». В 1972 году семья переезжает в Гусиноозерск Володя устроился машинистом экскаватора на угольный разрез. До 1990 года работал на монтажном участке машинистом по сборке роторного экскаватора, затем бригадиром. За добросовестный труд награжден Знаками Ордена «Шахтерской славы» трех степеней (полный кавалер), медалью ВДНХ за освоение новой техники (роторные экскаваторы).
Владимир Августович уважаемый в городе человек. Ветеран труда, пенсионер. Дочери выросли, живут своими семьями. Недавно схоронил жену свою — Таисию Гавриловну, прожив с ней более 50 лет. Но духом не пал. Скрепя сердце , продолжает жить. Ему 79 лет. Он молод душой, энергичен. В свободное время занимается своей дачей: сажает и выращивает для себя овощи и ягоды. Страстный в молодости охотник и рыбак, он и сейчас нет-нет да и сьездит на рыбалку. Благодаря своей общительности, Владимир Августович активный общественник в Совете ветеранов города Гусиноозерска.
– Празднуем 70-летие Великой Победы, – говорит Владимир Августович, – а раны душевные до сих пор не залечены. Они ноют не только к непогоде, они в нас – в людях, у которых не было детства.
Ольга Дмитриевна ЛИТВИНЦЕВА,
главный специалист по связям с общественностью,
член Президиума Совета ветеранов города города Гусиноозерска,
Председатель Союза пенсионеров по Селенгинскому району
Другие статьи по теме:
Письма из лагеря
https://tvcom-tv.ru/pisma-iz-lagerya.html
Читать далее...Воронеж-город воинской славы чествует уважаемых горожан
Вчера 14.09.2017г. меня наградили знаком «Воронеж-город воинской славы». А завтра будет праздноваться «День города». Знак «Воронеж — город воинской славы» в День города получат 6 человек Мэр Александр Гусев подписал постановление о награждении шестерых горожан знаком «Воронеж — город воинской славы».
Читать далее...Геноцид советских детей
http://deti-uzniki.ru/node=421.stx
Читать далее...Жить не по лжи. Всеми правдами и неправдами
Документальный фильм о Солженицыне:
Читать далее...