Выжить в «Лагере смерти»
Меня зовут, Бимбаева Виктория Александровна, хочу рассказать о своем дедушке Игнатьеве Трофиме Васильевиче 1920 года рождения.
Он всегда рассказывал о войне нам внукам, особенно в праздник 9 мая, когда мы начинали спрашивать и просить его. Со временем мои детские воспоминания позабылись. Но взрослея, начинаешь понимать, что это драгоценная память, о подвиге народа, которому столько пришлось испытать, пережить и память эту нужно сохранить, чтобы передать нашим детям и внукам. Когда дедушки не стало, я стала снова, по крупицам восстанавливать в памяти события тех времен, вспоминать что он рассказывал, спрашивать у старших родственников, которые что-либо помнили.
Трофим Васильевич родился 05.01.1920 г. в Иркутской области, Усть-Ордынский Бурят-Монгольский НО, Боханский р-н, с. Дахан.
В 1941г. будучи в возрасте 20 лет, Трофим Васильевич был призван на фронт, с Бохонского района, Иркутской области.
На фронте дед был только месяц и в один из боев в июле 1941 года, под Смоленском, он попал в окружение и был взят в плен фашистскими оккупантами. Со слов дедушки, бывало, что в бой они шли с несколькими патронами, не хватало винтовок, совершенно не было боевого снаряжения. Все годы войны дед пробыл в немецких концентрационных лагерях, его перебрасывали с оного перевалочного лагеря в другой, но большую часть времени он провел в лагере смерти Бухенвальд.
Он рассказывал, что два раза он пытался бежать. В первую попытку побега, через канализационные трубу, их схватили сразу, они даже не успели покинуть территорию лагеря. А вот во второй раз, они уже подготовились лучше, и им с друзьями удалось покинуть лагерь, и несколько дней скрываться в лесу. Так как нужно было чем-то питаться, им пришлось пробраться в польскую деревню, там они прятались в сарае, но их выдал местный фермер и они были схвачены. После чего, их подвергли пыткам и издевательствам, когда фашисты подумали, что он мертв, его выбросили в яму с трупами. В тот момент, в лагере существовало подпольное движение, благодаря которому дедушке и удалось выжить, каким-то образом им удалось вытащить и выходить его. Благодаря помощи друг другу они выживали, питались травой, кореньями, картофельными очистками с опилками и всем, что можно было употребить в пищу. У каждого заключённого на руке был выбит свой порядковый номер, который остался у него на всю жизнь и который он знал и с легкостью произносил на немецком языке на память.
Я помню, что дедушка всегда был занят делом, работой, обладал большой физической силой. Когда мы детьми прибегали к бабушке, дедушке в гости, мы жили в одном селе Турунтаево, Прибайкальского района, он никогда не разрешал нам делать его работу, помогать ему, всегда все делал сам: сложить, занести дрова, сходить за водой, занести ее в дом, вскапывать землю, говорил что это тяжело. Зато он очень любил отправлять нас в магазин, давал деньги, всегда с запасом и разрешал покупать нам сладости.
Старшие родственники говорили, что он выжил в «лагере смерти», только благодаря своему крепкому физическому здоровью, огромной силе духа и воле к жизни.
Выжить в лагере можно было, только если ты мог работать, двигаться слабых и больных сразу уничтожали, труд был очень тяжелый и изнурительный, а из еды была только баланда, которую едой назвать было нельзя. К концу войны тех, кто еще мог стоять на ногах, согнали делать дорогу где-то в Австрии, сил для работы, конечно же, не было. Выглядели мы как скелеты, говорил он, обтянутые кожей, поддерживая друг друга приходилось выживать, ведь любое неповиновение смерть.
Еще из рассказов родственников мне запомнился еще такой случай. Как-то на утреннем построении, когда была перекличка, присутствовала жена коменданта лагеря, она обратила внимание на деда и обратилась к нему лично с вопросом:
— Какой ты национальности? Монгол?
Дед ей ответил на немецком.
— Нет, я бурят!
В апреле 1945г. после освобождения пленных Советскими войсками, Трофим Васильевича и других заключенных разместили в военный госпиталь, в котором он провел около года, проходил лечение и долгую реабилитацию. Те времена он вспоминал с добротой, хорошее отношение, питание сделало свое дело, смеясь он рассказывал, что когда он спускался по лестнице у него «тряслись ляжки», а ведь попав в госпиталь, он не мог ходить. Домой в Бурятию дед вернулся только в 1946 году. В 1949 году женился и родил 5 детей.
В 1985г. Трофиму Васильевичу присвоен Орден Отечественной войны II степени. В 1995г. из Германии пришёл документ подтверждающий, что Трофим Васильевич находился в лагере смерти Бухенвальд, участвовал в строительстве дороги в Австрии, совершил два побега и выжил. В качестве компенсации Республика Германия выплатила его семье денежные средства в немецких марках, этот момент я хорошо запомнила, Россия переживала тогда, тяжелые времена перестройки.
Другие статьи по теме:
Люди на войне
01.02.2018 закончился прием заявок для участия в международном конкурсе документального рассказа «Быть человеком», инициированном фондом «Память, ответственность и будущее» совместно с партнерами CAFРоссия в рамках программы «Место встречи: диалог».
Читать далее...В Смоленской области суд удовлетворил заявление прокуратуры об установлении факта геноцида народов Советского Союза, подготовленное по поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова
Смоленский областной суд рассмотрел заявление прокуратуры о признании военными преступлениями и преступлениями против человечности, геноцидом народов Советского Союза установленных и вновь выявленных преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на оккупированной в период с июля 1941 г. по сентябрь 1943 г. территории Смоленщины.
Читать далее...Н.А.Махутову — 80 лет!
Председателю Международного союза бывших малолетних узников фашизма (МСБМУ), члену редакционной коллегии газеты «Судьба», член-корреспонденту Российской академии наук Н.А.МАХУТОВУ – 80 лет!
Читать далее...Митинг Памяти узникам фашистских концлагерей в Красноярске
11 апреля 2022 в Советском районе города Красноярск, в парке Гвардейском прошел митинг с возложением цветов к Вечному огню у мемориала Победы.
Читать далее...